Россия внесла в Совет Безопасности ООН новый проект резолюции по Грузии, дословно цитирующий шесть принципов урегулирования ситуации по Южной Осетии, разработанные президентом Франции Николя Саркози.
Об этом сообщил сегодня журналистам постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. Он выразил надежду на то, что у членов Совета Безопасности не возникнет возражений против плана, который был одобрен президентами России и Грузии в качестве основы урегулирования конфликта.
Накануне посол Чуркин заявил, что Россия не поддержит вариант резолюции, предложенный французскими дипломатами. Проект резолюции, отвергнутый Москвой, состоял из трех пунктов:
1. Полное и немедленное выполнение условий соглашения о прекращении огня, одобренного всеми сторонами.
2. Немедленный вывод российских войск на позиции до начала боевых действий, и возвращение грузинских сил в места их постоянной дислокации.
3. Совет Безопасности будет активно вовлечён в урегулирование этого конфликта.
Французский проект резолюции также подтверждает суверенитет, независимость и территориальную целостность Грузии в её международно-признанных границах.
Судя по всему, именно последнее утверждение и вызывает возражения Москвы. Отвечая на вопросы корреспондентов, посол Чуркин обратил внимание на то, что принцип территориальной целостности не упоминается в шести принципах Саркози. Он также отметил, что упомянутые в шестом принципе «международные обсуждения путей обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии» неизбежно затронут вопрос статуса этих территорий.
Ранее в среду Джордж Буш заявил, выступая в Орландо, что Южная Осетия и Абхазия являются частями Грузии, и что США постоят за её независимость и территориальную целостность. Комментируя по просьбе журналистов это высказывание президента США, российский постпред так сформулировал позицию Москвы:
«В течение многих лет Россия ставила свою подпись под документами, подтверждающими принцип территориальной целостности. В то же время, мы говорили всем, включая представителей Грузии, что, учитывая их действия в отношении Абхазии и Южной Осетии в начале 1990-х годов, этот конфликт можно разрешить только мирным путем. Мы предупреждали против военной авантюры, на подобии той, которая была начата Саакашвили 12 дней назад. Сейчас произошла трагедия. Мягко говоря, это была преступная ошибка со стороны господина Саакашвили, последствия которой значительно осложнили ситуацию. Все это должно быть учтено международным сообществом при обсуждении путей обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии».
Однако, если Россия надеялась, что резолюция, дословно цитирующая 6 принципов, не вызовет возражений в Совете Безопасности, последующие выступления перед журналистами представителей Соединенных Штатов и Франции продемонстрировали, что это не так. Американский посол Алехандро Вулф заявил, что приоритетным вопросом по-прежнему остаётся отвод российских войск на позиции, которые они занимали 6 августа этого года. Он также сказал, что у США с самого начала были сомнения относительно мотивов и намерений России. Посол Вулф обвинил Россию в невыполнении обязательств, оговоренных 6 пунктами:
«1. Неприменение силы. После того, как Россия приняла эти 6 пунктов, она продолжает применение силы.
2. Окончательное прекращение военных действий. После того, как Россия приняла эти 6 пунктов, она продолжает военные действия.
3. Обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи. После того, как Россия приняла эти 6 пунктов, гуманитарные организации сообщают, что они не имеют свободного доступа для оказания гуманитарной помощи населению.
4. Вооруженные силы Грузии должны вернуться в места постоянной дислокации. Места постоянной дислокации Грузии были уничтожены российскими войсками после того, как Россия приняла эти 6 пунктов.
5. Вывод вооруженных сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий. Корреспонденты на местах сообщают, что это не происходит.
6. Шестой принцип - начало международного обсуждения путей обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии. Очевидно, что это процесс, который должен последовать за выполнением всех остальных принципов».
Посол Вулф также отметил, что в свете заявлений, подвергающих сомнению суверенитет и территориальную целостность Грузии в ее международно-признанных границах, эти принципы обязательно должны быть отражены в резолюции Совета Безопасности. Он заявил, что Россия, представляя свой проект резолюции, пытается добиться одобрения СовБезом своей интерпретации шести принципов, которая не совпадает с американской.
Американский дипломат обратил внимание на коммюнике президента Николя Саркози, в котором французский лидер разъясняет некоторые спорные моменты документа, разработанного им в Москве 12 августа вместе с президентом России Дмитрием Медведевым.
«Тот факт, – сказал посол Вулф, – что эти разъяснения не вошли в российский проект резолюции СовБеза, вновь поднимает вопросы: Каковы их истинные мотивы и намерения? Пытается ли Россия закрепиться в Грузии? Оказать на неё давление? Хочет ли Россия создать на месте условия для противозаконных действий сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии? Предложенная Россией резолюция не внесет ясность, а лишь усугубит неразбериху».
Сейчас на рассмотрение Совета Безопасности внесены два варианта резолюции – французский и российский. Заместитель постоянного представителя Франции Жан-Пьер Лакруа, отвечая на вопросы корреспондентов, подчеркнул, что его страна твердо привержена принципу уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии. Он также сказал, что французская делегация свой проект резолюции не отзывает.
Если оба варианта будут поставлены на голосование, французскому дипломату, возможно, придется голосовать против документа, дословно цитирующего соглашение, разработанное президентом Саркози. Все три выступивших сегодня перед прессой дипломата выразили надежду, что до этого дело не дойдет.
Документ дословно цитирует 6 принципов урегулирования ситуации по Южной Осетии, разработанные президентом Франции Николя Саркози