Линки доступности

Обзор американской печати о российско-грузинском конфликте


Неделю c лишним спустя после того, как российско-грузинское противостояние переросло в вооруженный конфликт, ситуация в регионе продолжает оставаться в центре внимания американской печати. О важности, которую придают происходящему на Кавказе, говорят имена участников активной дискуссии на страницах самых читаемых в США газет и журналов.

Политический обозреватель «Вашингтон Пост» Чарльз Краутхаммер в статье «Как остановить Путина» пишет, что настоящей целью России в нынешнем конфликте является «финляндизация» Грузии, в том числе – и путем смещение президента Саакашвили и замены его российской марионеткой. По мнению автора, это не только даст Москве возможность контролировать трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, единственный значимый маршрут каспийской нефти и газа, идущий на Запад не через российскую территорию. Это также станет предостережением бывшим сателлитам в Балтии и Восточной Европе: вот что случится с теми, кто слишком сильно сближается с Западом.

Это - первый шаг на пути восстановления гегемонии России в регионе, считает Краутхаммер. Отвечая на вопрос, что делать Западу, он призывает быть реалистичным, и признает: военные средства не помогут. Но вот нарушить путинские расчеты затрат и результатов можно, пишет журналист, и приводит целый ряд соответствующих шагов. Среди них - приостановка работы Совета Россия-НАТО. Суть этого сигнала: нападение на соседние демократические государства влечет за собой утрату этого места.

Далее автор публикации в «Вашингтон Пост» предлагает отказать России во вступлении во Всемирную торговую организацию и распустить «Большую восьмерку»: «Присутствие России в этой группе и без того является фарсом, но пока никто не хотел огорчать «медведя» изгнанием. Ну и не надо. Пусть из «Большой восьмерки» выйдут семь ее демократических стран-членов, а если итальянец Сильвио Берлускони, который с сочувствием к России воспринял ее грузинскую авантюру, захочет остаться, пусть он и Путин проводит ежегодные обеды «Большой двойки».

Тем временем США должны объявить о воссоздании «Большой семерки» в ее первоначальном замысле, пишет американский обозреватель. Завершает он свой перечень мер, направленных на то, чтобы вынудить Россию вывести войска из Грузии, Южной Осетии и Абхазии, предложением объявить американо-европейский бойкот зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи: «Поступить иначе – просто стыдно; ведь Абхазия, в которую тоже вторглась Россия, находится всего в 20 километрах. Пусть российская Олимпиада превратится в захватывающее зрелище состязаний по бобслею России, Беларуси, и, скажем, Ямайки», иронизирует Чарльз Краутхаммер на страницах «Вашингтон Пост».

Та же газеты публикует статью бывшего помощника Госсекретаря Строба Тэлботта под заголовком «Новая опасная доктрина России?», в которой тот анализирует высказывание главы российского МИДа Сергея Лаврова о том, что отныне можно забыть о принципе территориальной целостности Грузии. Бывший дипломат, курировавший при Клинтоне отношения с Россией и постсоветскими государствами, а ныне возглавляющий Институт Брукингса, пишет: «17 лет назад СССР распался в целом мирно, в первую очередь потому, что Борис Ельцин настоял на превращении административных границ между республиками в международные. Тем самым он остановил реваншистские амбиции заседавших тогда в Верховном Совете России коммунистов и националистов.

Югославия тем временем погрузилась в кровавый хаос потому, что ее лидеры занялись захватом территорий по этническому и религиозному признаку. Милошевич, вооруженный лучше своих соседей, попытался выкроить «Великую Сербию» на территориях, населенных боснийцами и хорватами. Если бы тем же путем пошел Ельцин, попытавшись воссоздать «Великую Россию» с включением территорий Беларуси, Северного Казахстана, части Украины и Балтийских республик, то последовавший военный конфликт охватил бы пространство в 11 часовых поясов, на котором, вдобавок ко всему, находились десятки тысяч единиц ядерного оружия».

Лавров – осторожный и весьма искушенный дипломат, которому не свойственно сотрясать воздух, продолжает Тэлботт. Поэтому его слова о том, что Южная Осетия и Абхазия никогда не вернутся в состав грузинского государства, вызывают особую тревогу. Если Россия действительно рассматривает намерение Грузии вступить в НАТО и ЕС как «casus belli», то новой американской администрации предстоит провести ревизию самой идеи партнерства с Москвой и ее интеграции в международное сообщество, заключает бывший заместитель госсекретаря свою статью в «Вашингтон Пост».

Автор публикации в «Крисчен сайенс монитор» профессор политологии Бостонского университета Эндрю Басевич, озаглавивший свою статью «Месть России НАТО», считает, главным уроком грузинского кризиса следующий: каникулы, которые Европа устроила себе после победы в «холодной войне» кончились: «Расширение НАТО на Восток достигло крайне точки, принятие в ряды альянса Украины или даже Грузии повлечет за собой цену, которая может оказаться Западу не по карману». Басевич предлагает сконцентрировать усилия блока на укреплении уже имеющегося потенциала.

Корреспонденты «Уолл-стрит джорнэл» Эндрю Осборн, побывавший в Цхинвали, и его московская коллега Джейн Уэйлен на основании собственного расследования и свидетельств участников событий подвергают сомнению заявления российского руководства о геноциде в Южной Осетии:
«Несмотря на слова российского полковника Игоря Коношенко о «море трупов» на улицах Цхинвали, единственным подтверждением этого были тела пятерых убитых грузинских солдат, раздетых и брошенных посреди дороги. Главный врач полевого госпиталя в столице Южной Осетии Алекснадр Иванюк заявил, что его персонал оказал помощь 200 раненным, и принял тела трех убитых». Доступ на местное кладбище, где, как утверждают российские власти, захоронены погибшие, закрыт для посторонних.

«Уолл-стрит джорнэл» пишет со ссылкой на независимые правозащитные организации, что число погибших в Цхинвали вряд ли превысило несколько десятков.

Журнал «Тайм» опубликовал статью под заголовком «Заставить Россию уступить», автор которой бывший помощник президента по национальной безопасности Збигнев Бжезински называет российское вторжение в Грузию трагическим и, возможно, даже зловещим событием: «Беспощадная попытка Москвы подчинить, покорить и дестабилизировать маленькую, независимую демократическую страну вызывает в памяти сталинские времена», - пишет американский политик. На его взгляд, нападение на Грузию походит на то, что сделал в 1939 году сталинский СССР с Финляндией: в обоих случаях Москва произвольно и безответственно применяла силу, чтобы навязать свое господство более слабому демократическому соседу.

Теперь вопрос ставится так: сможет ли глобальное сообщество продемонстрировать Кремлю, что за открытое применение силы во имя анахронистических империалистических интересов надо расплачиваться.
Следующей «горячей точкой», по мнению Збигнева Бжезинского, вполне может стать Украина. Он напоминает, что российское руководство уже открыто ставило под сомнение территориальную целостность Украины, и что нажим России на Молдову повлек за собой фактический раздел этой маленькой республики.

Бжезински подчеркивает, что для Запада и, в особенности, для США конфликт между Россией и Грузией создает как нравственные, так и геостратегические проблемы. Нравственный аспект самоочевиден, пишет он: «Маленькая страна, лишь недавно обретшая независимость, после почти двухсот лет российского господства, заслуживает международной поддержки, выходящей за рамки обычных выражений сочувствия. Есть также геостратегические вопросы. Независимость Грузии – ключевое условие международных поставок нефти… Если эту нитку перережут, западный мир лишится ценной возможности диверсифицировать поставки энергоносителей».

Западу следует дать четкий и решительный ответ на агрессию России, считает Бжезински, при этом он подчеркивая, что это отнюдь не означает, что в ответ следует применить силу. Увязать в новой холодной войне с Россией не стоит, но Западу и, в первую очередь, США следует и далее мобилизовывать международное сообщество на осуждение поведения России, пишет он в журнале «Тайм» и подчеркивает:

«Пока рано говорить, какие конкретные меры следует принять Западу. Но России следует объяснить, что она рискует подвергнуться международному остракизму. Это, по идее, должно сильно волновать новую российскую деловую элиту - олигархи держат в западных банках сотни миллиардов долларов. Они много потеряют в случае противостояния, которое, по логике вещей, на определенном этапе может вылиться в замораживание подобных счетов Западом».

На том же этапе, по мнению Збигнева Бжезинского, Западу следует рассмотреть и олимпийский сценарий: «Когда я работал в администрации Картера, мы в 1980 году применили олимпийский факел в качестве символического оружия после российского вторжения в Афганистан, объявив бойкот летней Олимпиаде в Москве. СССР запланировал пропагандистское шоу, напоминающее гитлеровскую Берлинскую Олимпиаду 1936 года. Американский бойкот стал болезненным ударом для генсека Брежнева и помешал Москве насладиться триумфом мирового уровня».

Запад должен предпринять осмотрительные и продуманные в нравственном и стратегическом отношении ответные меры: «Мы хотим, чтобы Россия стала демократической страной и конструктивным участником глобальной системы». Добиться этой цели можно лишь в случае, «если мир четко объяснит Москве, что воинствующей и националистической России не удастся создать новую империю в наш постимперский век» опирающейся на уважение к суверенитету, праву и демократии, пишет Бжезински, завершая свою статью в журнале «Тайм».

XS
SM
MD
LG