Линки доступности

Новости Голливуда: «Замерзшая река»


В самой идее этого очень серьезного фильма таится скрытая горькая ирония. Главная героиня фильма с мужским именем Рэй, и мужским же бременем содержания двух детей на скудную зарплату, начинает подрабатывать перевозкой по льду реки Святого Лаврентия, разделяющей Канаду и Америку, нелегальных иммигрантов из третьего мира.

Эти несчастные рвутся в Америку, рискуя всем, в то время как Америка Рэй, как нам ее показывает автор сценария и режиссер Кортни Хант, получившая за фильм Большой приз жюри престижного фестиваля в Сандэнсе, выглядит далеко не раем. Рэй живет с двумя мальчиками в задрипанном трейлере. Муж, украв деньги, отложенные на первый взнос за новый трейлер, сбежал, чтобы проиграть сбережения в индейском казино.

Там, в поисках беглого мужа, Рэй знакомится с молодой индианкой Лилой, которая пытается угнать оставленную на стоянке машину беглеца. Лила, испытывая чувство вины, старается загладить ее, пригласив Рэй участвовать в перевозке нелегалов через границу.

У фильма Frozen River («Замерзшая река») пока нет русского прокатного названия, но не удивлюсь, если для привлечения зрителей картину в России назовут «По тонкому льду». Правда, во-первых, лед не такой уж тонкий, и автор тактично избегает дешевого нагнетания страстей с треском проваливающегося льда, зависающей в проруби машины и тому подобными элементами банального триллера. Фильм – не триллер, а социальная драма об американцах, которых их более преуспевающие соплеменники пренебрежительно называют trailer trash («отбросы, ютящиеся в домах на колесах»). Здесь мы можем прочитать еще одну печальную метафору: далеко не все в Америке имеют дом с фундаментом. А ведь собственный дом преподносится как фундамент «Американской мечты».

При этом (что близко к реальности) Рэй – скорее консерватор, чем либерал по своим убеждениям. Она переживает, что ради денег перевозит не только безвредных китайцев, но и пакистанцев, которых она подозревает в том, что они – потенциальные террористы. И если китайцы ей, в общем, безразличны, то жалкие пожитки пакистанцев она выкидывает из машины на лед (а вдруг бомба!). На самом деле в лохмотьях был ребенок. Но женщина-автор Кортни Хант не дает погибнуть ребенку и отправляет Рэй с Лилой на его поиски.

Поскольку Лила – мать маленького ребенка, этот эпизод работает на одну из важных мыслей картины: материнский инстинкт сильнее любых национальных и культурных особенностей и любых экономических обстоятельств. Ведь обе женщины рискуют свободой ради своих детей – как, впрочем и их бессловесный «груз».

Американское кино, конечно, не чуждо показу жизни низов общества. Но голливудские студии эксплуатируют беды этого социального слоя чаще всего для комедий или кинематографических экзерсисов в стиле Тарантино. Однако время от времени так называемое «независимое кино» показывает жизнь американцев, которых можно не только материально, но и морально назвать, крадя термин у Достоевского, «бедные люди».

Позволю себе также истолковать английское название фильма как замаскированное определение главного персонажа. Рэй, во внешнем образе которой прочитывается былая женская привлекательность (ее имя переводится как «луч»), «замерзла» от такой жизни. На ее лице, которым стало лицо талантливой актрисы Мелиссы Лео, застыло выражение отчаяния и безнадежности. Молодая актриса Мисти Апхэм в роли Лилы тоже настолько реальна, что, глядя на обеих актрис, иногда забываешь, что смотришь не документальный фильм, а художественный.

Картина снята при температурах ниже нуля по Цельсию, на реальном льду в заснеженной местности в штате Нью-Йорк. Оператор Рид Морано так снял фильм, что иногда почти физически чувствуешь, как холод пронизывает тебя.

Подозреваю, что холодеешь не только от вида снега и льда.

XS
SM
MD
LG