Линки доступности

Новости Голливуда: «Вики Кристина Барселона»


Чем ниже падал курс доллара по отношению к евро и фунту стерлингов, тем выше становился класс фильмов Вуди Аллена, снятых в Европе, на европейские деньги и на европейские же сюжеты. Так же, как женитьба на своей юной падчерице омолодила пожилого Вуди как человека, автор-режиссер, прильнув к груди праматери-Европы (настоящая фамилия Аллена – Конигсберг), от фильма к фильму возвращался к творческой форме, которую, надо сказать, он подрастерял к началу этого века.

Его рука окрепла на теннисном корте «Матч-пойнта» (2005). Не ставшая сенсацией «Сенсация» (2006) все же закрепила успех. А «Мечта Кассандры» (2007) сбылась не в Альбионе, а в Барселоне, куда судьба забросила двух американок – Вики (Ребекка Холл) и Кристину (Скарлетт Йоханссон).

Запятых между именами девушек и названием города в «Вики Кристина Барселона» Аллен, как обычно написавший сценарий к своему фильму, не проставил. И это не типичное для американца незнание орфографии, а шутливое намерение автора подчеркнуть, что все происходящее с героями картины идет без знаков препинания – без остановок и запинок на серьезные размышления о смысле жизни и любви. Хотя Аллен, хочет он того или не хочет, эти вопросы все же ставит, заранее как мудрец зная, что ответа на них нет и быть не может.

Вики помолвлена с нью-йоркским брокером-дилером Дагом (Крис Мессина), чьи мозговые волны возбуждаются только от микроволнового облучения мобильного телефона. Дотошная девушка вроде бы готова обречь себя на обеспеченную скучную жизнь американских буржуа. Но случайная встреча подруг с каталанским художником Хуаном Антонио (Хавьер Бардем) заставляет Вики отпустить тормоза в отношениях с типичным латинским любовником, хотя бы на одну ночь. Кристина – девица, ищущая сама не знает чего – куда свободнее в своих импульсах. Недолго думая, она поселяется в доме Хуана Антонио.

Поскольку мы в Испании, а не в пуританской Америке, несостоявшийся ménage à trois «Вики + Кристина + Хуан Антонио» вскоре заменяется другой любовной комбинацией – «Вики + Хуан Антонио + вернувшаяся в дом без приглашения бывшая жена художника Мария Элена» (Пенелопа Крус). С ее появлением мы начинаем смотреть интересный фильм «Мария Элена Кристина Хуан Антонио Барселона», поскольку испаноязычный дуэт Бардем-Крус дает волю латинским страстям, так очевидно контрастирующим с американской флегмой.

Скандалы четы, перед разводом нанесшей друг другу серьезные физические травмы, – просто праздник эмоций. Крус слегка пародирует Анну Маньяни, чей образ она хорошо схватила в «Возвращении».

Снявший с себя актерские обязанности Вуди Аллен все же не расстается с некоторыми чертами своего экранного образа, препоручив этого закомплексованного «этнического» нью-йоркского мужчину заботам талантливой англичанки Ребекки Холл, о которой мы еще услышим. Может быть, Скарлетт Йоханссон и новая муза Вуди, которая снимается теперь во всех его фильмах, но она не более чем адекватна, в то время как Холл создает сложный психологический портрет молодой женщины, вдруг увидевшей, что, кроме уготованного ей судьбой и традицией мирка, существует большой мир. И это не столько открыточная Барселона с ее архитектурными чудесами Гауди, сколько другое измерение чувств, где люди могут и убить от любви.

По жанру «Вики Кристина Барселона» – лирическая комедия. Но если разобраться, Вуди Аллен все-таки грустный клоун. Если присмотреться к его картинам, поразмыслить над ними, возникает ощущение, что лейтмотив фильмов Вуди – одиночество человека перед непредсказуемостью существования и полная случайность всего происходящего. В его фильмах никто и никогда не получает полного удовлетворения.

Но, поместив своих милых и эксцентричных персонажей в Испанию, автор не мог не проникнуться живительной силой старого континента. И даже если в душе Аллен пессимист, то его новая картина звучит вполне оптимистично и жизнеутверждающе.

Искусство иногда сильнее своего творца.

XS
SM
MD
LG