Линки доступности

Новые акценты Стратегии национальной безопасности США


Пентагон внес изменения в программный стратегический документ, принятый в 2005-ом году еще при прежнем министре обороны Дональде Рамсфелд. Отныне особое внимание в обновленной Стратегии национальной безопасности США будет уделяться глобальной борьбе с терроризмом, и связанным с ней военным конфликтам, таким, как в Ираке и Афганистане.

Согласно действующей Стратегии национальной безопасности, американская армия должна быть готова воевать с разными противниками, фактическими и потенциальными. Однако особый упор в обновленном документе сегодня сделан на два тезиса, которые Роберт Гейтс отстаивает со времени назначения его министром обороны полтора года назад. Первый - это необходимость создания и поддержания потенциала контр-партизанской борьбы, а также важность использования в конфликтах всех государственных ресурсов, а не только военных.

Вот что об этом говорит сам Роберт Гейтс: «Я убежден, что в обозримой перспективе асимметричный конфликт гораздо более вероятен, чем война с применением обычных вооружений против нарождающейся мировой державы. Однако мы должны быть готовы к обоим сценариям, и создавать для этого соответствующий потенциал. Я не сомневаюсь, что программа модернизации вооруженных сил будет и впредь пользоваться поддержкой правительства и Конгресса, однако я хотел бы, чтобы усилия в этом направлении учитывали не только нынешние конфликты, но и имели длительную перспективу»

Стратегия национальной безопасности США называет угрозу, исходящую от «Аль-Кайды» и связанных с ней группировок «сложной и немедленной», и приходит к выводу, что Соединенным Штатам придется бороться с ней в рамках «продолжительной серии операций». В документе констатируется, что Ирак и Афганистан остаются центральным театром боевых действий в борьбе с терроризмом, однако эти конфликты являются лишь частью затяжной кампании. США должны овладеть новыми методами ведения войны, которые будут подстать американскому потенциалу традиционных боевых действий. Авторы новой концепции называют борьбу с вооруженными экстремистами главной целью американской стратегии, поскольку от них исходит угроза самому укладу жизни в США, как свободного и открытого общества.

Участие в таких войнах требует применения как военных ресурсов, так и всех других составляющих потенциала государства, а также сотрудничества с традиционными и новыми союзниками. Как отмечается в документе, продолжительные нетрадиционные военные конфликты - это не только противоборство на поле боя, это еще и борьба идей, и Соединенным Штатам следует помогать странам в противостоять экстремистам путем укрепления их силовых и гражданских структур, и оказания им большей экономической помощи.

Помимо этого, согласно новой стратегии Пентагона, Соединенные Штаты должны быть готовы к отражению угроз со стороны государств-изгоев, в первую очередь Ирана и Северной Кореи. И, разумеется, Америке не следует забывать о потенциальной опасности, исходящей от мировых держав, таких, как Китай и Россия.

Вместе с тем, заявил министр обороны Гейтс, Соединенные Штаты стремятся к улучшению отношений с обеими названными державами: «Ни одна из этих стран, на мой взгляд, не представляет сегодня непосредственной угрозы Соединенным Штатам. Тем не менее, нас беспокоит то, что они вкладывают серьезные ресурсы в модернизацию своих вооруженных сил».

Как следует из доклада, министерство обороны США готово реагировать на растущую военную мощь Китая, и её возможное использование. Тем не менее, наряду с соответствующими мерами по развитию американского военного потенциала, США намерены вести с Китаем конструктивный диалог, и призывают Пекин к большей транспарентности в сфере военного бюджета и направлений военного строительства.

Что касается России, то в документе содержится критика отступления Кремля от демократического курса и растущего экономико-политического давления, которое он оказывает на соседей. Возвращение России к прямой глобальной военной конфронтации с Америкой представляется Пентагону маловероятным, однако отмечено, что возрос риск возникновения конфликта в результате ошибочных политических решений в контексте экономического давления. Одновременно Пентагон поддерживает идею сотрудничества Америки и России по ряду вопросов глобального значения.

Пентагон констатирует наличие новых угроз безопасности Америки, в том числе в результате использования новейших технологий, а также попытки использовать СМИ для манипулирования мнением международного сообщества. По мнению автором Стратегии, растущий глобальный спрос на энергоносители, и такие последствия экономического прогресса, как изменение глобального климата могут в обозримом будущем трансформироваться в угрозу безопасности США.

XS
SM
MD
LG