Традиция описывать демократию парадоксами восходит к Уинстону Черчиллю, по словам которого она представляет собой худший способ социального устройства, за исключением всех остальных ему известных.
Парадоксы на этом не заканчиваются. Общеизвестно мнение, что демократии, как правило, не начинают войн, и это записывается им в заслугу. Но как это совместить с войной коалиции стран Запада против Ирака — с целью его демократизации?
Еще один парадокс, не совсем в пользу демократии, укоренился в последнее время в Азии — и даже за ее пределами, но в основном на азиатском опыте. Демократия, согласно этому мнению, не способствует экономическому росту. Достаточно сравнить экономический застой демократической Индии с динамикой развития коммунистического Китая или Вьетнама. Индийское руководство традиционно оправдывало это сложностями управления многонациональной демократической страной. Сложилось мнение, что демократия — не лучшая основа для быстрого развития.
Это мнение оспаривает профессор Массачусетского технологического института Яшен Хуан в статье, опубликованной в журнале Foreign Policy. В доказательство он приводит темпы развития Индии, которые достигли 7-8% в год и стали вполне «азиатскими». Сегодня Индия уже не ограничивается только высокотехнологичными отраслями, с которых началось ее восхождения, и начала добиваться успеха в производственной сфере.
Сравнивая индийские данные с китайскими, автор ставит под сомнение достоинства авторитарной модели развития. Китай, напоминает он, добился решающих успехов в 80-е годы, в начале реформ Дэн Сяопина. Именно тогда, в еще сравнительно либеральной атмосфере, подъем жизненного уровня охватил большую часть населения, включая крестьянство. С тех пор в политической области были сделаны заметные шаги назад, и это, на взгляд Яшен Хуана, ничего хорошего Китаю не обещает.
Вот один из неочевидных пунктов сравнения: в последние годы грамотность населения в Индии, традиционно довольно низкая, заметно возросла – с 49 до 61%. В Китае, где коммунистическое правительство добилось в этой области значительных успехов, грамотность, напротив, в последние годы упала — уникальная и опасная тенденция для быстро развивающейся страны. Не вполне понятно, каким образом Китай намерен поддерживать темпы роста в условиях кризиса в сфере образования и здравоохранения.
Что касается Индии, то в традиционно медленном росте ее экономики обычно винили Джавахарлала Неру с его предпочтением метода захвата командных высот. Но именно с этого начиналось развитие Южной Кореи, вполне успешное. Настоящей виновницей экономического отставания Индии Яшен Хуан считает Индиру Ганди, которая на протяжении своего долгого правления последовательно подрывала индийскую демократию за счет ослабления правящей партии – Индийского национального Конгресса – и концентрации власти в собственных руках. С тех пор эти искривления были выправлены, и либерализация индийской экономики идет полным ходом, хотя и с опозданием на десятки лет.
В Китае откат от сравнительного либерализма первоначальных авторов реформ сегодня привел к заметному ухудшению положения сельских жителей и промышленных рабочих. Тем временем резко возрастает имущественное расслоение. Сочетание этих двух факторов обещает мало хорошего в будущем. За последнее десятилетие Китай построил 3000 небоскребов и добавил 30 миллионов человек к числу неграмотных.
Впрочем, как полагает автор статьи, Китай уже начал извлекать уроки из практики своего динамичного соседа. Руководство решило вернуться к политическим реформам, и рост благосостояния крестьянства возобновился. Авторитарная модель развития, благодаря Индии, может быть сдана в архив.