Линки доступности

Новости Голливуда: «Элегия»


До сих пор экранные варианты популярной прозы Филипа Рота отражали мужскую точку зрения на жизнь и, в общем, более или менее интеллигентно воспроизводили комплексы постоянного героя писателя, его альтер эго – этакого интеллектуального эквивалента Вуди Аллена с докторской степенью по литературе.

Первую женщину-режиссера, испанку Исабель Койшет, экранизирующую роман Рота, меньше всего интересуют «синдром Портного» и синдромы других героев Рота. Не зря она назвала свой фильм «Элегия», хотя поставлен он по роману Рота «Умирающее животное».

Хотя главному персонажу картины профессору Дэвиду Кепешу прилично за шестьдесят, он далеко не умирающее животное. И в анималистическом негативном обаянии ему не откажешь. Так Кепеша представляют нам исполнитель роли лауреат «Оскара» сэр Бен Кингсли и режиссер Койшет.

Рано оставивший семью и тем самым создавший тяжелые комплексы у формально преуспевающего 35-летнего сына-доктора (Питер Сарсгард), Кепеш, всю жизнь окруженный молодыми студентками, завороженными его невероятным интеллектом, прожег свою жизнь в объятиях множества женщин. Он, познав искусство литературы, живописи, музыки и фотографии, так и не научился искусству жизни. Если его внешний мир слов, образов и звуков необъятен, то душа Дэвида запряталась в маленькую темную коробочку.

Там бы она и сидела, если бы в жизнь профессора не ворвалась по его собственной сексуальной воле экзотическая молодая студентка кубинского происхождения Консуэло Костильо (Пенелопа Крус). Не новый для западного кино сюжет «профессор-студентка» (вспомним «Воспитание Риты», 1983) приобретает здесь очертания «воспитания Дэвида». Консуэло словно живой водой окропляет физически еще крепкого, но умирающего душой Кепеша.

Действие фильма развивается не спеша, в ритме музыкальной элегии. Тон картине сразу задают камерные произведения Баха, Бетховена и Вивальди. Хотя в картине достаточно много снятой со вкусом эротики, она сочетается с интеллектуальным накалом фильма. Эта картина – размышление о взрослых и для взрослых. Она о любви и смерти, об отцах и детях, о красоте и страдании.

Режиссер Исабель Койшет и оператор-француз Жан-Клод Ларрьё, с которым постановщик работала и как оператор, придают фильму определенный европейский шарм, при котором недоговоренности порой говорят больше слов, когда один жест или взгляд сообщают больше информации о происходящем, чем целая сцена.

Сэр Бен Кингсли, абсолютно не меняя своего характерного внешнего облика, может блестяще сыграть и туповатого гангстера из лондонского дна, и утонченного интеллектуала, как его Дэвид Кепеш. Маститый актер умело строит мост для перехода наших эмоций по поводу его героя от некоторой неприязни до сострадания.

От номинантки на «Оскар» Пенелопы Крус, которая больше известна своими эксцентрическими экранными героинями, в этом фильме потребовалась элегическая сдержанность, поскольку ее Консуэло немногословна и слегка загадочна. Крус оказалась на высоте положения и составила равную половину замечательного актерского дуэта. Актриса абсолютно убедительна во все еще непривычном для зрителя любовном романе типа «май-декабрь» (с большой разницей в возрасте персонажей). Глубина и универсальность передаваемых актрисой чувств делают ее даже более внешне привлекательной, чем в других ее картинах.

Благодаря авторам (сценарий Николаса Майера) и актерам людям всех возрастов будет о чем подумать и над чем задуматься. Наконец-то среди «особо опасных» «железных людей», «человеко-пауков», «темных рыцарей» и джокеров появились живые люди, живущие, как мы, страдающие, как мы, и надеющиеся, как мы.

Как много, оказывается, можно сказать за два часа!

XS
SM
MD
LG