Линки доступности

Менять или не менять названия московских улиц?


Как известно, в советские времена город Екатеринбург носил название Свердловск – в честь революционного деятеля, принимавшего участие в расправе над царской семьей. Памятник Якову Свердлову до сих пор «украшает» город.

Активисты начали кампанию по сносу памятников и переименованию улиц, площадей, районов и городов, которые до сих пор носят имена революционеров и членов и лидеров коммунистической партии. Заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров считает, что названия улиц отражают ценности государства.

«В сегодняшней России, говорит он, – наблюдается отсутствие определенного мировоззрения и направления. А это дезориентирует и сбивает с толку людей, в особенности молодежь».

Улица 1905 года раньше называлась Новоиерусалимской. По мнению тех, кто выступает за возвращение ей прежнего названия, лучше, чтобы у жителей улица ассоциировалась с миром и Богом, а не с кровопролитием и оружием. Однако выборочный опрос прохожих показал, что самим им не важно, как называется улица. Вот что думает студент по имени Сергей, который как раз живет на улице 1905 года:

«Наверное, надо знать историю. Если бы я больше знал об истории улиц, я бы больше мог сказать. Я мало знаю о том, что произошло в 1905 году, да и название «Новоиерусалимская» мне мало что говорит. Лично мне «Улица 1905 года» звучит лучше».

Как замечает Владимир Лавров, незнание истории проявляется в противоречивых результатах опросов общественного мнения. Респондентам предлагалось назвать имена пятидесяти величайших российских деятелей. Первое место разделили царь Николай II и Иосиф Сталин. Лавров считает, что неубывающее восхищение россиян Сталиным заставляет иностранцев бояться Россию.

«Это, – говорит Лавров, – дает предлог тем, кто уже ненавидит Россию, и другим странам делать все возможное, чтобы оградить себя от нас – вступить в НАТО или разместить на своей территории ракетные установки».

Здание Федеральной службы безопасности находится на Лубянке – бывшей площади Дзержинского. Политолог Маша Липман из Московского центра Карнеги считает, что хотя имя площади сменилось, реальность остается практически прежней.

«Принимая во внимание тот факт, – говорит она, – что большинство сотрудников ФСБ – это сотрудники бывшего КГБ, можно сделать вывод, что страна в принципе ко всем этим новым названиям равнодушна. Переименование улиц в честь деятелей далекого прошлого ничего не изменит в восприятии россиян».

Тем не менее, Липман отмечает, что даже поверхностное осуждение коммунизма все же лучше, чем вообще никакое. Однако, говорит она, важно, чтобы россияне не спутали его с всенародным глубоким осознанием своего советского прошлого.

XS
SM
MD
LG