Линки доступности

«Я считаю, что Америка заняла правильную, твердую, принципиальную позицию по отношению к Лукашенко»


На днях в гостях у «Голоса Америки» побывали координатор Общественной комиссии «Свободу Козулину и всем политзаключенным Беларуси» Ольга Козулина и исполнительный директор белорусской НПО «Юридическая помощь населению» Раиса Михайловская.

Ольга Козулина – дочь экс-кандидата в президенты Беларусь Александра Козулина, который, несмотря на протесты международной общественности, продолжает отбывать заключение по сфабрикованным обвинениям.

Aлекс Кэмпбелл: Ольга, расскажите, пожалуйста, почему белорусский режим больше всего опасается молодежи? Как известно, Александр Козулин пользуется особым авторитетом у этой категории белорусского народа. Чем это объясняется?

Ольга Козулина: Это объясняется очень простой вещью: режим боится молодежи, так как она очень раскована внутри, она ничего не боится, готова к переменам, она готова идти на радикальные поступки. Молодежь не боится тюрьмы, она не боится быть уволенной.

Почему молодежь поддерживает моего отца? Потому что, я считаю, мой отец – единственный человек в оппозиции, единственный, кто не боится за свою жизнь и кто действительно готов отдать ее за Беларусь и белорусский народ. Он всегда призывал всю оппозицию отбросить личные амбиции, перестать биться за портфели, друг друга обманывать и предавать. Нужно всем объединиться и всем работать на одно благо, на результат – на демократизацию Беларуси. Он всегда говорил: если ты хочешь, чтобы за тобой пошел народ, если ты хочешь, чтобы люди сделали какие-то определенные вещи и чего-то добились, надо всегда это показать на своем примере. Что и делал мой отец: он ничего не побоялся, он повел толпу, он пошел против Лукашенко, он сказал правду, поэтому за ним идет молодежь.

A.К.: Раиса, насколько я понял, Александр Козулин активно участвует в работе партии – конечно, настолько, насколько это позволяют условия тюремного заключения, а они у него крайне тяжелые. Расскажите, пожалуйста, об этом аспекте деятельности Александра Козулина, а так же о том, чем занимается сейчас партия, каковы ее планы в связи с предстоящими парламентскими выборами в Беларуси.

Раиса Михайловская: Несмотря на то, что Александр Козулин продолжает находиться в заключении, он старается активно участвовать и в жизни страны, и в жизни партии. В настоящее время Социал-демократическая партия «Грамада», так же как и другие демократические партии, приняла решение участвовать в предстоящих президентских выборах. От СДП «Грамада» на парламентские выборы идет 14 человек от единого списка демократических сил. Александр Козулин полностью поддерживает эту позицию партии – участвовать в выборах, работать с народом, нести в массы правду о ситуации в Беларуси и доносить до людей правду о том, что происходит.

A.К.: Заключение Александра Козулина в тюрьму стало тем камнем преткновения, которое сорвало намечавшуюся, как казалось многим на Западе, политическую оттепель в Беларуси. Позволяет ли приговор, вынесенный ему по его, как многие считают, «сфабрикованному» делу, надеяться на досрочное освобождение в обозримом будущем? Ольга, как вы оцениваете шансы на то, что режим пойдет все-таки на освобождение вашего отца?

О.К.: Вы знаете, я глубоко уверена в том, что если бы Лукашенко ни от кого не зависел, – то есть ни от Европы, ни от Америки, – он бы его никогда не выпустил. Мало того, он сфабриковал бы еще пару дел, чтобы Козулин лет двадцать просидел в тюрьме. Но мы находимся в центре Европы, мы экономически зависим от наших соседей – от Европы, от Америки. И поэтому понятно, что мы внутри страны мало что можем сделать сами. Поэтому мы очень сильно надеемся на давление со стороны Евросоюза и Америки, что сейчас и происходит.

Я хочу подчеркнуть, что именно Америка выбрала правильную позицию по отношению к Лукашенко, твердую позицию, принципиальную. Только экономические санкции могут запугать Лукашенко, только из-за экономических санкций он как-то начинает менять ситуацию в Беларуси. Поэтому я надеюсь, что мой отец выйдет, что его выпустят. И очень скоро – я надеюсь, что это будет после парламентских выборов. Но опять же это будет не потому, что так Лукашенко захотел, а потому, что он вынужден это делать, потому, что на него оказывают давление Евросоюз и Америка.

A.К.: Раиса, взрыв во время концерта в День независимости в Минске вызвал дальнейшее обострение внутриполитической обстановки. Расскажите, пожалуйста, о том, что сейчас думают и говорят в Беларуси по поводу происшедшего.

Р.М.: Конечно, для белорусского народа сам факт взрыва – это было подобно шоку, потому что в нашей стране, как мы считаем мирной, спокойной (об этом все время говорит власть: у нас полностью все под контролем, все налажено) – и тут происходит взрыв во время массового мероприятия, на котором должен быть обеспечен порядок целиком и полностью.

Что интересно, за несколько дней до взрыва Александр Лукашенко в интервью говорил, что да, в ходе предстоящей предвыборной кампании он ожидает от оппозиции дальнейших каких-то непредсказуемых действий: возможно будут взрывы там, поджоги, какие-то непонятные акции. И вот происходит этот взрыв. Александр Лукашенко остается на месте, он чуть ли не лезет в воронку от этого взрыва, он сам всем руководит и берет на себя руководство по ликвидации последствий взрыва. Хотя, по логике вещей, должен был покинуть само место происшествия…

A.К.: …Тем более, как сообщают СМИ, было обнаружено второе, неразорвавшееся устройство.

Р.М.: Да, в том-то и дело, там было обнаружено второе взрывное устройство. И народ однозначно считает – очень многие говорят – что власть все-таки причастна к этому взрыву, что это было не хулиганство, о котором заявили сразу, а что в этом замешена власть.

A.К.: Как скажется это на предстоящих парламентских выборах, на ваш взгляд – эта атмосфера страха и арестов среди демократической оппозиции?

Р.М.: Дело в том, что это уже сказывается на отношении народа к оппозиции. То есть власть хочет создать общественное мнение, что это сделала оппозиция: представители оппозиции пойдут к людям, они будут с ними разговаривать – и столкнутся уже с таким сформировавшимся мнением. У народа уже будет предубеждение против оппозиции. Однако что мы видим? По результатам опроса общественного мнения почему-то больше 50% считают, что взрыв был действительно подготовлен властью, что это – не оппозиция, что это – не хулиганы, что это – заранее спланированная акция.

XS
SM
MD
LG