Линки доступности

«Монгол» в Америке


В Соединенных Штатах в широкий прокат вышел кинофильм российского режиссера Сергея Бодрова «Монгол», ранее номинированный на «Оскара», - эпическое сказание о Чингисхане.

Из учебников истории мы знаем Чингисхана как варвара, чьи полчища в XIII веке покорили Азию и едва не дошли до Европы. У россиян это имя прочно ассоциируется с «татаро-монгольским игом». Тем неожиданнее трактовка, которую предлагает Сергей Бодров-старший: его герой честен, справедлив и способен на нежность.

Режиссер считает, что образ Чингисхана-монстра - не более чем стереотип: «Поэтому и было интересно взять этот образ, этот стереотип и попробовать разобраться - а кто же он был такой? Есть замечательная история его детства, его юности, из которой становится понятно: то, что выпало на его долю, воспитало очень сильный характер. Я не верю в то, что вот это черное, а это белое».

Сергей Бодров призывает скептически относится к истории, которая была написана теми, кто был побежден Чингисханом. Ведь если в России он олицетворяет врага, то в других странах считается национальным героем, причем не только в Монголии, но и в Японии, Корее и Казахстане.

К тому же, говорит режиссер, не стоит подходить к столь древней истории с нашими сегодняшними мерками: «На мой взгляд, самый кровавый век - это был XX-й. Первая мировая война, Вторая мировая война, нацистские лагеря, сталинские лагеря, атомные бомбы, химическое оружие - вот уж где кровище! Даже сравнить нельзя с тем, что было в XIII-м веке. Мы думаем, что мы такие интеллигентные, цивилизованные люди, а там варвары какие-то воевали. Варвары-то мы, по большому счету. Об этом бы неплохо задуматься, прежде чем судить Чингисхана и то, что он сделал».

«Ведь мы по-прежнему живем по его законам, - считает Сергей Бодров. - Человек восемьсот лет назад провозгласил законы, по которым до сих пор мир живет. Например, он сказал: не убивать моих послов. Ведь мы не задумываемся: а зачем он, собственно, пришел в Россию? А он сначала отправил своих послов с предложениями о мире, а их убили в городе Козельске. Хорошо это или плохо, но с точки зрения монголов - это страшное преступление, которое карается смертью. Он послал армию с требованием выдать виновных и получил отказ, после чего город был уничтожен. Тогда убийство послов было обычным делом, но Чингисхан отучил людей от этого. Сегодня мы называем это «закон о дипломатической неприкосновенности», только никто не помнит, что его ввел «варвар» Чингисхан. Этот человек в XIII-м веке запретил пытки…Пытали до него, после него, мы сегодня еще рассуждаем, хорошо это или плохо, а этот «варвар» в XIII-м веке запретил пытки».

Как и голливудский дебют другого россиянина - боевик «Особо опасен» - «Монгол» вышел в Америке в широкий прокат, но, в отличие от фильма Тимура Бекмамбетова, в нем нет звезд, а весь диалог - на монгольском языке. На этом настоял режиссер, чтобы придать повествованию аутентичность. Фильм снимался в Монголии, Казахстане и Китае. В батальных сценах были задействованы тысячи людей - целая армия!

И если интеллигентного, слегка заикающегося Сергея Владимировича трудно представить себе в роли полководца, сам он говорит, что черпал вдохновение у главного героя: «Я знал, что делаю картину о человеке, у которого дух был очень силен, поэтому мне нельзя было сдаваться. Режиссерское дело такое. Надо и себя, и всех остальных заставить двигаться вперед».

«Монгол» - это попытка пересказать на голливудском, то есть понятном западному зрителю языке абсолютно незнакомый, а потому экзотический для него эпос. В номинации на «Оскара» эта картина представляла Казахстан, но Сергей Бодров говорит, что считает себя русским режиссером, работающим «на весь мир». Женатый на американке и имеющий дом в США, он рассказывает, что в последние годы жил в основном там, где работал: «Удобно, конечно, работать в Америке. Я работал в Голливуде - идеальные условия. Проблема в том, что в конце концов за тебя кто-то решает, что хорошо, а что плохо. Мне это не нравится. Я уже лет десять сам решаю, как и что я хочу делать».

Бодров-старший говорит, что для него важно не где работать, а с кем. «Монгол» - фильм действительно интернациональный: в главных ролях японец Таданобу Осано и китаец Сунь Хонлеи; операторами были голландец Роджер Стофферс и россиянин Сергей Трофимов, снимавший «Ночной» и «Дневной дозор»; монтировали ленту исландка Вальдис Оскарсдоттир и американец Зак Стейнберг, получивший «Оскара» за легендарную «Матрицу»; музыку написали финский композитор и монгольская рок-группа. Сергей Бодров отмечает, что в современном мире такие проекты становятся нормой, и напоминает, что ведь и голливудское кино создавали иммигранты: «Еврейская иммиграция из России, немцы, бежавшие от Гитлера, - это все нормально. Кино - это универсальный язык, на котором интересно разговаривать».

В ближайших планах Бодрова-старшего - документальный фильм о британской группе Tiger Lillies, а также продолжение эпоса о Чингисхане.

XS
SM
MD
LG