Линки доступности

Андрей Илларионов о ходе предвыборной борьбы в США


Андрей Илларионов, в прошлом советник президента России, следит за американской президентской кампанией с достаточно близкого расстояния – он работает старшим научным сотрудником в Центре глобальной свободы и развития при Катоновском институте в Вашингтоне. Русская служба «Голоса Америки» попросила российского эксперта прокомментировать ход президентской гонки в США.

Вадим Массальский: Скажите, чем нынешняя американская предвыборная кампания может представлять интерес для российского общества?

Андрей Илларионов: Особый интерес эта кампания представляет для нас, россиян, для нас, российских граждан, поскольку у нас только что прошли две так называемые кампании, и сформирование парламента, и, так сказать, утверждение президента Российской Федерации. И, конечно, количество сравнений, которых можно провести между кампаниями России и кампаниями в США, огромно. И все эти сравнения, конечно, будут не в пользу России.

В США идет реальная избирательная кампания, очень сложная, очень тяжелая. И достаточно просто посмотреть, какой была неимоверная, тяжелая, длительная борьба за пост кандидата президента США от Демократической партии между Бараком Обамой и Хиллари Клинтон. Надо отдать, конечно, долг усилиям и железному характеру Хиллари, и ее невероятным способностям и желанию добиваться и зарабатывать голоса избирателей – не с помощью телефонных звонков, не с помощью снятия кандидатов, приплаты, и так далее, а реальной борьбы за реальные голоса.

Конечно, трудно себе представить что-либо более отличающееся, чем выборы, и даже подготовка к выборам президента США, от того, что наблюдалось в России в последнее время, – где, в общем, никакой кампании не было. Нет не только сравнения с США, но и, в общем, сравнения ни с какой другой страной. Если сравнить с Зимбабве – вот сейчас в Зимбабве только что прошел второй тур выборов между Робертом Мугабе и соответственно Морганом Тсвангираи. Это показывает, насколько Россия отстает даже не от США, а от Зимбабве с точки зрения развития политических институтов.

В.М.: Андрей Николаевич, ну все-таки ваши личные симпатии как человека, как общественного деятеля – на чьей стороне? На стороне Маккейна или Барака Обамы?

А.И.: Знаете, мои симпатии – на стороне российской демократии. Кто больше сможет оказать поддержку российской демократии, развивать взаимоотношения между двумя странами в духе гуманитарных контактов и общественных контактов? Кто в большей степени – Маккейн, который, как считается, будет занимать жесткую позицию по России, или Обама, который якобы способен пересмотреть какие-то постулаты в двусторонних отношениях?

Вот знаете, я так скажу, что российские проблемы могут решить только российские граждане. А степени воздействия либо одного кандидата, либо другого на российско-американские отношения минимальны. Как правило, независимо от того какие разногласия существуют между кандидатами двух партий по вопросам внутренней политики, даже, скажем, по некоторым вопросам внешней политики, таким, как Ирак – ключевой вопрос по всем остальным вопросом внешней политики, – позиции представителей обеих партий, как правило, сильно не различаются. Поэтому, честно говоря, я не ожидаю больших различий в отношениях обоих кандидатов к России, что бы они ни говорили сейчас, во время своей предвыборной кампании.

XS
SM
MD
LG