Уж полночь близится, а Германна все нет! В смысле – прошла половина кинематографического года, а о кандидатах на «Оскар» за высшие достижения в области кинематографического искусства практически ничего не слышно, и особенно нечего сказать. До церемонии вручения «Оскаров» за 2008-й год в феврале 2009-го остается 34 недели. Из того, что я сам видел на американском экране за эти шесть месяцев (а видел я почти все), могу сосчитать кандидатов на награду в ведущих творческих категориях на пальцах одной руки.
К рекордным четырнадцати номинациям и двум победам феноменальной Мерил Стрип может добавится еще одна номинация, или даже сам «Оскар». Исполняя главную роль в новом мюзикле студии Universal «Мамма миа!», Стрип демонстрирует не только ожидаемую от нее блестящую актерскую игру, но и абсолютное владение пением и танцем. История «Оскаров» имеет прецеденты награждения актрис за роли в киномюзиклах – вспомним Лайзу Минелли («Кабаре») или Кэтрин Зету-Джонс («Чикаго»).
Фильм «Темный рыцарь» из серии о Бэтмене еще не вышел на широкий экран (как, впрочем, и «Мамма миа!»), а в Голливуде поговаривают о серьезных шансах на номинацию Хита Леджера за роль второго плана: он играет Джокера. К сожалению, если номинация состоится, Леджер о ней не узнает, так как он ушел из жизни, не дожив до тридцати лет и выхода этой картины на экран. До сих пор лишь один актер был удостоен «Оскара» посмертно – Питер Финч за роль в фильме «Телесеть» (1976).
Впечатляет опытный характерный актер Ричард Дженкинс, наконец, проявивший себя в главной роли в коммерчески успешном и социально остром фильме «Посетитель» о нелегальной иммиграции в США.
Нельзя обойти вниманием и ироническую трактовку образа супергероя Робертом Дауни-младшим в экшене «Железный человек». Дауни в свое время был номинирован на «Оскар» за заглавную роль в фильме «Чаплин». Против него играет жанр экшена, но, с другой стороны, Голливуд любит возвращение блудных сынов. А Дауни «переизобрел» себя после наркомании и тюремного срока за нее.
Явным лидером в гонке за лучший анимационный фильм стал мультик студии Pixar «ВАЛЛ-И» режиссера Эндрю Стентона. Некоторые наблюдатели считают, что картина может претендовать также на место в пятерке номинантов на «Лучший фильм года». Но шансы в мультипликационной категории у фильма все же выше.
Я не буду останавливаться на многочисленных технических категориях «Оскара», в которых могут преуспеть летние блокбастеры:«Индиана Джонс», «Невероятный Халк», «Железный человек», «Темный рыцарь» и «Особо опасен». Российский режиссер Тимур Бекмамбетов, поставивший «Особо опасен», за свое новаторское видение вполне заслуживает номинации в категории «Лучшая режиссура», но тот факт, что картина – в жанре экшен, не слишком уважаемом Академией, плюс иностранное происхождение Бекмамбетова, вряд ли обеспечат ему место в пятерке номинантов. Хотелось бы ошибиться в этом предсказании.
А сейчас о предсказаниях по фильмам, которые по ряду творческих признаков, – режиссура, сценарий, актеры, – а также по результатам фестивальных показов, станут предметом разговоров, как только пройдет волна летних легковесных картин. Стоит обратить внимание на картину «Подмена» режиссера Клинта Иствуда. Этот фильм, отражающий сегодняшнее смятение американских умов, хотя и маскирующийся под костюмную картину о 30-х годах в Америке, обратил на себя внимание в Каннах. Критики высоко оценили исполнение главной роли лауреатом «Оскара» Анджелиной Жоли.
Как всегда можно ожидать приятного сюрприза от австралийского режиссера, автора «Мулен Руж» (2001) База Лурмана, который в декабре представит публике и академикам свой фильм «Австралия». Судя по тем фрагментам картины, которые мне удалось посмотреть, «Австралия» является одним из самых серьезных претендентов на номинации во многих категориях. Картина явно эпического размаха, она повествует о временах Второй мировой войны, в ней Кидман играет англичанку, у которой роман с австралийцем (Хью Джекман).
Визуально фильм будет близок сердцу академиков-американцев, поскольку прерии Австралии напоминают американские. Все эти элементы говорят в пользу фильма. В качестве аналога назову лауреата «Оскара» за лучший фильм 1996 года «Английский пациент» режиссера Энтони Мингеллы. Как и в «Австралии», в нем эпический размах, любовь на фоне войны, британский акцент.
О других претендентах – по мере выхода фильмов на экраны.