Линки доступности

«Белорусскому народу нужно не врагов искать, а друзей»


Cегодня в Беларуси проходят торжества, посвященные официальному Дню независимости. После распада СССР этот праздник отмечался 27 июля: именно в этот день Верховный Совет республики принял Декларацию о суверенитете Белоруссии. Однако по инициативе президента Лукашенко, проведенной через спорный референдум 1996 года, День независимости был перенесен на 3 июля. Эта дата связана с освобождением Минска от гитлеровских оккупантов летом 1944 года.

Русская служба «Голоса Америки» попросила поделиться своими взглядами на происходящее в стране и вокруг нее экс-кандидата в президенты Беларуси Александра Милинкевича.

Алекс Кэмпбелл: Выступая на военном параде, Александр Лукашенко заявил, что НАТО сегодня не только остается самым сильным военным блоком, но и претендует на мировое господство. В целом его речь изобиловала довольно воинственными высказываниями. Как бы вы прокомментировали такую тональность выступления президента Республики Беларусь?

Александр Милинкевич: Я не разделяю такие высказывания. Я считаю, что НАТО – это организация, которая успешно участвует в обеспечении безопасности в Европе, и с ней надо сотрудничать, в том числе и Беларуси. Хотя у нее и статус нейтрального государства, такое сотрудничество очень важно, и его надо расширять. Даже Россия имеет гораздо более широкие программы сотрудничества с НАТО. Поэтому вот такие милитаристские ноты в день, когда мы празднуем день освобождения Минска (а сегодня он приравнен ко Дню независимости государства), – я считаю, что это не на пользу нам, не на пользу белорусскому народу, потому что нужно не врагов искать, а нужно искать друзей».

А.К.: В этом контексте обращает на себя внимание еще один тезис из выступления президента Лукашенко. Он говорил сегодня о том, что процессы размещения на границах Беларуси элементов американской системы противоракетной обороны приобретают «необратимый характер». Возникает вопрос: почему это должно беспокоить Беларусь? Почему об этом не говорят руководители соседних государств, таких, как Украина, Молдова, Азербайджан?

А.М.: Ну, вот то слово, которое вы использовали, – что это элементы обороны, это не ракеты, которые направлены на нас. У этих систем оборонный характер, и они предназначены для защиты европейских стран, поэтому было бы странно диктовать, скажем, Польше, что они должны выбирать в качестве обороны. Я считаю, что это вопрос, который должен решаться внутри этих стран.

А.К.: В последние дни в интернете активно обсуждается интервью Лукашенко газете «Комсомольская правда». В 2006 году, когда вы выдвигались в кандидаты в президенты Республики Беларусь, ваша декларация о доходах, которую вы подавали, подвергалась скрупулезному анализу со стороны Центральной избирательной комиссии. А как следует из упомянутого интервью, Александр Лукашенко утаил от избирателей свое истинное семейное положение и не указал, что у него есть третий ребенок, которому тогда было около 2 лет...

А.М.: Ну, такие нарушения в белорусской практике постоянны. Президент даже заявлял, что он «действительно фальсифицировал выборы», что он якобы набрал гораздо больше голосов избирателей, но чтобы не раздражать демократические страны, он снизил этот процент. То есть у нас бывают различные чудеса, которые, конечно же, не соответствуют нормам демократических стран. Ну, а что касается декларации – конечно, это основной документ, и если там есть нарушения и если там не записаны все данные, то избирательная комиссия имела полное право не регистрировать такого кандидата.

А.К.: Предстоящие в Беларуси выборы в так называемый парламент: какую позицию занимаете вы в этом контексте?

А.М.: Я не участвую в дискуссиях о возможном бойкоте выборов. Даже если выборы недемократические и результаты фальсифицируются постоянно, многие годы, – мы все равно должны в них участвовать. Это шанс прийти к людям, это возможность разговора с ними, это кампания «От двери к двери», это выступления демократических кандидатов по телевидению и на встречах с избирателями... Иными словами, есть те, кто хотят разговаривать с людьми и нести им правдивую информацию. Они обязаны участвовать. Но я не исключаю, что если в очередной раз, несмотря на постоянные обещания властей, они проведут несвободные выборы, то демократические кандидаты накануне самих выборов могут снять свои кандидатуры. Это вполне возможно, потому что мы должны продемонстрировать свое несогласие с подобной практикой. Очень много сейчас деклараций, риторики, что выборы будут такими, которых не видали ни Россия, ни Запад, и что мы покажет всему свету, как их надо проводить. Я хотел бы, чтоб так оно и было.

А.К.: Вы хорошо знакомы с позицией в отношении Беларуси европейских государств. В последнее время повторяющейся темой официальной пропаганды является «демонизация» Соединенных Штатов, то есть попытка доказать белорусам, что США настроены к их стране враждебно, а вот-де европейские государства намерены искать компромисс в отношениях с Минском. Как бы вы прокомментировали этот тезис?

А.М.: Я бы сказал, что действительно в позициях Соединенных Штатов и Евросоюза есть некоторая разница. США традиционно используют экономические санкции против режимов недемократических, диктаторских, авторитарных. Европейский Союз ведет политику несколько более мягкую. Они тоже вводят санкции, но эти санкции персональные, скажем, ограничение въезда на территорию Евросоюза чиновников, которые причастны к нарушениям прав человека в Беларуси. В отношениях экономических санкций Европейский Союз более осторожен, он стоит на позиции попыток диалога, однако диалога обусловленного. Условия, которые выдвигает ЕС, – это возможное сотрудничество в том случае, если белорусские власти начнут процесс либерализации – например, освободят политзаключенных, проведут выборы более демократично, и тогда Европа предлагает определенное экономическое сотрудничество. Это две различные тактики. Однако, я считаю, очень важно понимать, что мы сегодня боремся не только за демократию внутри страны, но и за ее независимость, и поэтому введение жестких экономических санкций и со стороны Евросоюза, и со стороны США может привести к тому, что независимость Беларуси окажется под угрозой.

XS
SM
MD
LG