Россия нуждается в развитии политической конкуренции – однако лишь при условии сильного и стабильного президентского правления, подчеркнул российский президент Дмитрий Медведев. Он сделал это заявление, выступая перед журналистами из стран «Большой восьмерки», руководители которых на будущей неделе проведут саммит в японской столице.
Выступая перед журналистами, Медведев затронул ряд вопросов – от американо-российских отношений до конкурентоспособности российской экономики.
В связи с заявлениями Джона Маккейна (практически определившегося кандидата от Республиканской партии на пост президента США) о необходимости исключения России из «Большой восьмерки» за подавление демократических свобод Дмитрий Медведев отметил, что нельзя серьезно относиться к попыткам изолировать Россию или оказать на нее давление.
«Мировая восьмерка существует не потому, что это кому-то нравится или не нравится, – заявил российский президент, – а потому, что это объективно самые крупные экономики и самые серьезные с точки зрения внешней политики игроки. И попытки кого-то ограничить в этом качестве как минимум нанесут ущерб всему мировому порядку.
В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» заместитель директора московского Института США и Канады Виктор Кременюк отметил, что в России еще только предстоит создать демократические институты, которыми давно располагают остальные ведущие индустриальные державы. «Прием в “восьмерку” был своего рода авансом, методом поощрения эволюции России в сторону демократии, – сказал Кременюк. – Но он отнюдь не означал, что Россию уже признали развитой, сложившейся, зрелой демократией».
По словам Медведева, всем странам бывшего СССР предстоит долгий и тернистый путь к выработке собственных демократических ценностей. «Я бы не хотел идеализировать ситуацию в нашей стране, потому что у нас молодая и несовершенная демократия», – заявил президент. И добавил: «Образование парламентской демократии на территории Российской Федерации будет означать гибель России как страны, при всем моем уважении к парламентской форме демократии».
«Россия на десятилетия, может быть, на столетия вперед должна оставаться президентской республикой для того, чтобы сохраниться как единое государство», – заявил Медведев.
Комментируя эти слова Медведева, замдиректора Института США и Канады Виктор Кременюк сказал: «Пока в России не появятся полноценные политические партии и не будет создан механизм общенационального диалога между различными силами общества, до тех пор будет существовать потребность в некоей личности, являющейся одновременно хранителем высшей власти в государстве и олицетворением национального единства, то есть в президенте».
У российских чиновников нет полной уверенности в том, кто же все-таки является подлинным хозяином России – Путин или Медведев, и у таких неопределившихся в кабинетах висят портреты обоих руководителей.