На фестивале нынешнего
года представлены 32 художественных и документальных фильма из 20 стран,
отражающие победы и поражения в непрестанной глобальной борьбе за права
человека. Как сообщил исполняющийобязанности директора
фестиваля Джон Биаджи, в
этом году на рассмотрение отборочного комитета были направлены более тысячи
работ:
«Это удивительно, и немного
грустно, поскольку эта цифра отражает состояние прав человека в мире. Наш
фестиваль сравнительно невелик, и для нас получить тысячу заявок – это
поразительно».
Джон Биаджи отмечает,
что кинофестиваль является продолжением правозащитной деятельности HumanRightsWatch. Хотя чаще всего кинематографисты не работают
непосредственно с базирующейся в Нью-Йорке организацией, многие из
представленных на фестивале работ отражают ееповестку дня. К таковым несомненно можно отнести документальный фильм
швейцарского режиссера Эрика Бергкраута «Письмо к Анне» – историю
гибели российской журналистки Анны Политковской.
Продюсером картины выступило движение «Кино за
мир», активно участвующее в борьбе с насилием против женщин. Среди деятелей
этого движения - видные актрисы Николь Кидман, Милла Йовович и Катрин Денев,
которая, кстати, принимала участие в создании французской версии картины - там
она читает закадровый текст. В английской версии фильма звучит голос
американской актрисы Сюзен Сарандон.
Фильм об Анне Политковской будет показан в
последний день фестиваля, что выделяет его из общей программы. Вместе с ним
заключительным аккордом станет документальная лента норвежского режиссера Лины
Халворсен «США против Аль-Ариана». Это – портрет Сами аль-Ариана, профессора Флоридского университета палестинского
происхождения, который был арестован по подозрению в оказании поддержки
террористической организации «Исламский джихад».
Решение куратора фестиваля объединить
эти две работы может показаться неожиданным, но Джон Биаджи говорит, что
в обеих лентах речь идет о свободе слова. Причиной гибели Анны Политковской
стала ее независимая журналистская деятельность.
«В другом случае, - продолжает Биаджи, - речь идет о человеке, который является открытым
сторонником палестинцев. Американское правительство преследует его, несмотря на
отсутствие доказательств того, что он оказывал поддержку террористам, в чем его
обвиняют. Его жизнь превращена в кошмар; его преследуют даже после того, как
суд его оправдал. Его хотят депортировать, и сейчас, по прошествии двух с
половиной лет, он все ещенаходится под
стражей».
Некоторые из представленных на фестивале работ не совсем вписываются в традиционную для правозащитников повестку дня. Джон Биаджипризнает, что лента американского режиссера Роджера Вайсберга «Критическое состояние» раздвигает привычные рамки фестиваля Human Rights Watch. Этот документальный фильм повествует о трудностях, с которыми сталкиваются американцы, не имеющие медицинской страховки.
«В этом фильме мы видим человека, который не может позволить себе лечение больной ноги и решает ееампутировать. Если это не вопрос прав человека, то тогда я не знаю, что подразумевается под этим понятием», - говорит куратор фестиваля.
Многие из представленных работ выражают
конкретную точку зрения авторов и не стремятся к объективности. По словам Джона
Биаджи,
организаторы рассчитывают на искушенность публики: «Я
думаю, что для фестиваля важно обсуждение тех вопросов, которые ставят в своих
работах кинематографисты – даже если сами фильмы несколько односторонни».