Линки доступности

Американки и афганки на переднем крае


[Оставьте свой комментарий к этой статье. Кликните на линке [Добавьте комментарий] внизу этой страницы и поделитесь с нами вашим мнением.]

Американки, служащие в рядах вооруженных сил, - самые раскрепощенные женщины в мире. Многие из них находятся сейчас в Афганистане, где ведут войну не только против терроризма, но также борются за права афганских женщин, попираемые Талибаном.

Некоторые афганки также участвуют в этой борьбе, но двадцатитрехлетняя Барбара Оспина записалась в американскую армию после терактов 11 сентября. Она замужем, имеет ребенка. Барбара полна решимости до конца выполнить свой долг в войне с терроризмом. Кроме того, она занята еще одной непростой задачей – борьбой за права афганских женщин.

«Хотя между нами огромная разница, но все мы – женщины», - говорит Барбара

Ситуация в Афганистане остается сложной. Хотя режим талибов был свергнут в 2001 году, их идеология о месте и роли женщины в обществе глубоко укоренились в национальном сознании. Оспина надеется, что за время службы в Афганистане, ей удастся хотя бы немного изменить устоявшиеся взгляды:

«Я надеюсь, что когда через год и два месяца закончится срок моей службы, ситуация хоть чуточку изменится к лучшему. Не для нас, конечно, а для афганского народа, потому что афганцы достойны лучшей жизни, и я очень хочу им помочь в достижении этой цели».

Пилот вертолета «Апачи» Шэрон Келли также видит свою задачу в том, чтобы обеспечить афганскому народу основные права и свободы, навсегда покончить с Талибаном:

«Мы воюем не только ради американских интересов, но и ради народа этой страны. Здесь по-настоящему осознаешь, насколько мы, американцы, свободны. И мы хотим свободы для афганцев, в первую очередь - для женщин».

В афганском обществе всегда были сильны консервативные традиции, подразумевающие, что мужчина - всегда хозяин, а женщина находится в подчинении. Но при талибах их положение резко ухудшилось. Женщины и девочки не имели права выходить из дома, им было запрещено учиться. Они могли передвигаться только в сопровождении мужчины, и при этом носить одежду с узкой прорезью для глаз, которая полностью закрывает тело.

После свержения режима талибов с этим было покончено. Теперь женщины входят в состав правительства, девочки ходят в школу.
Тем не менее, считает активистка движения за права афганских женщин Парвин, этого недостаточно. Женщины, подобные ей, часто становятся объектами покушений со стороны экстремистов.

Примечательно, что Парвин возлагает вину за возрождение Талибана на американцев: «Мы видим, что положение афганок ухудшилось, и сейчас мало чем отличается от времен правления талибов. Эта война ведется не с Талибаном и не с «Аль-Каидой», а с нашим народом. Американцы бомбят наши деревни, убивают наших детей, а когда их спрашивают, почему, мы слышим в ответ, что произошла ошибка. В результате движение Талибан с каждым днём набирает силу».

Талибам удалось перегруппироваться и восстановить влияние, особенно в восточных и южных провинциях Афганистана. Ожесточенные столкновения между воинским контингентом НАТО и силами талибов усиливают ощущение неопределенности. Многие жители опасаются, что талибы вернутся к власти. Мирное население покидает насиженные места, в страны растет число беженцев.

Майя Амертунга, сотрудница ведомства ООН по делам беженцев, отмечает: «За последние два-три года, несмотря на присутствие войск международной коалиции, ситуация в стране ухудшилась, количество беженцев возросло. Многие из них покинули родные места, получив от талибов угрожающие послания. Под угрозой оказалось элементарное право на образование».

По мнению активистки Малалай Джойя, американцами двигали благие намерения. Но насаждать свободу с помощью оружия нельзя, подчеркивает она:

«Нам хотели принести демократию и безопасность на крыльях бомбардировщиков. Но у женщин как не было прав, так их и нет. Права нельзя подарить».

Барбара Оспина смотрит на происходящее иначе. Она убеждена, что американские войска должны оставаться в стране, что люди должны быть уверены - США их не предали. Муж Барбары служит в Ираке, а их 7-месячный ребенок находится в США. Она считает, что если положение женщин в Афганистане улучшится, все жертвы будут не напрасны.

XS
SM
MD
LG