Практически в каждом городе США есть художественные галереи, в которых хранятся шедевры мирового и национального искусства. Кто и почему создавал эти музеи, как формировались их коллекции? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Городской музей Ньюарка в штате Нью-Джерси был основан в 1909 году, его архитектурный облик послужил моделью для других американских музеев. В нем было учтено и то, в чем он должен отличаться от европейских музеев, как взаимодействовать с общественностью, представлять искусство в соответствии с духом времени, рекламировать себя, способствовать просвещению.
«В XX веке Джон Коттон Дейна оставил самый заметный след на посту директора музея, – рассказывает писательница Марджори Шварзер. – Убежденный популист, он много писал, выступал с лекциями и воплощал все свои замыслы в музее города Ньюарка».
На курсах по изучению искусства, которые организовал Дейна, мужчины и женщины занимались вместе. Он создал программы профессиональной подготовки для молодых женщин, желающих посвятить себя музейной карьере. «Дейна отдавал предпочтение американскому искусству, – замечает Марджори Шварзер. – Приобретение произведений европейских мастеров он считал пустой тратой средств».
Так же думал и другой американский филантроп Джулиус Розенвальд, президент компании Sears and Roebucks, говорит она: «Розенвальд отправляется в Германию и посещает немецкий музей, в котором впервые видит выставку науки и техники, где можно прикоснуться к экспонатам, нажимать на кнопки, тянуть рычаги. И он решает построить такой же музей в Чикаго».
Он возвращается и основывает Музей науки и промышленности, который стал одой технологическому прогрессу. Музей открылся в 1933 году знаменитой выставкой «Угольная шахта». Тогда именно уголь был топливом в костре промышленной революции.
Пожалуй, ничто не оказало на американскую действительность такого сильного влияния, как изобретение автомобиля и сборочного конвейера. В 1920 году Генри Фонд основал музей , названный его именем, в районе Гринфилд-Вилледж в Детройте, где решил сохранить образцы американского изобретательства.
В это же время у Джона Рокфеллера возникает еще более грандиозная идея: сохранить колониальное прошлое Америки. Проект был начат в 1926 году. «Джон Рокфеллер, сын первого в Америке миллиардера... Как вы думает, что он предпринимает? – спрашивает Марджори Шварзер. – Он приобретает полуразрушенный город Вильямсбург в штате Вирджиния и превращает запущенные дома в музейные экспонаты».
В 20-е годы прошлого века в США набирает силу движение за сохранение исторических памятников. А начинало его в 60-е годы XIX века женское общество в Маунт-Верноне, где находится усадьба Джорджа Вашингтона. Кстати, именно это общество спасло усадьбу первого президента США от уничтожения. «В то самое время, когда Джон Рокфеллер воссоздавал колониальный Вильямсбург, – говорит Марджори Шварзер, – его жена Эбби Олдрич Рокфеллер закладывала фундамент национального Музея современного искусства».
Почетный председатель Музея современного искусства – Дэвид Рокфеллер: «Я был младшим из шести детей, так что я проводил больше времени с матерью, посещал вместе с ней музеи, разглядывал картины. Мама была большой любительницей современного искусства. В то время это было очень необычно».
На самом деле, Музей современного искусства был основан в 1929 году, в период Великой Депрессии, указывает Марджори Шварзер: «Бытует мнение, что время Великой Депрессии было очень трудным для наших музеев. Однако, как ни странно, именно в эти годы они достигли своего расцвета».
И все благодаря социальной программе, которую проводила администрация президента Рузвельта. Художники, архитекторы, строители и работники сфер образования были трудоустроены в музеях Америки. «Они строили диорамы, возводили здания, создавали фрески, составляли каталоги коллекций, заложили основу новой обширной системы под эгидой службы национальных парков страны, – говорит Марджори Шварзер. – Это было время расцвета прогрессивных просветительских идей. Затем, в 50-е годы, мы стали очень консервативными, а в 60-е началось движение вспять. С тех пор мы как будто ходим по туго натянутому канату. До сих пор мы не можем дать ответа на вопрос: кто мы? Элитная структура или общедоступный храм познания? Пока нет ответа на этот вопрос, музеи остаются воплощением идей демократии и социального равенства».