Линки доступности

Фотохудожник – Билл Гроути


84-летний Билл Гроути – один из немногих ныне здравствующих фотографов, посвятивших свое творчество американскому Западу. Еще в тридцатых годах он прославился снимками горельефов, высеченных в камне на горе Рашмор , – скульптурных изображений четырех президентов США.

Выполненные Гроути портреты индейцев – ветеранов битвы при Маленьком Большом Роге в 1876 году, а также тех, кому посчастливилось выжить после расправы с индейцами лакота, учиненной американскими войсками у Ручья Раненого Колена в 1890, – вошли в постоянную экспозицию Смитсоновского музея.

Билла Гроути очень легко вывести из себя – достаточно заговорить о цифровой фотографии.

– Это просто погибель для моей профессии, – раздражается он.

Биллу Гроути принадлежит фотоателье в городе Репид Сити, штат Южная Дакота. Здесь проявляют и обычные, и цифровые снимки. Но сам Гроути – человек старой школы, и новая технология ему не по душе. Мастер глубоко убежден, что настоящим художником можно назвать только фотографа, имеющего ограниченный запас пленки и, быть может, одну-единственную возможность найти подходящий ракурс.

«Я снимаю уже более семидесяти лет, – говорит он. – И все еще работаю каждый день. Для меня это такое удовольствие…»

Попасть в студию Гроути – значит окунуться в прошлое американского Запада. Здесь можно увидеть десятки видов горы Рашмур. На одном из снимков изображен скульптор Гатсон Борглум вместе с помощниками, работающими над скульптурным портретом.

«Борглум, – объясняет Гроути, – стоит на камне с сигаретой во рту, а его девять помощников, висят в воздухе у самого склона горы. Здорово, не правда ли? Берт Белл сделал этот снимок в 1935 году, камерой восемь на десять, вручную и, конечно, без всяких цифровых изображений».

Будучи подростком, Гроути работал у местного фотографа Берта Белла. Тогда-то он и начал снимать скульптурные портреты президентов, высеченные на горе Рашмор. Однако еще большую известность ему принесли другие работы.

Летом 1948 года Гроути оказался на встрече ветеранов битвы при Маленьком Большом Роге – одного из самых знаменитых сражений между индейцами и американскими войсками. Среди участников этой встречи были выдающиеся индейские вожди – Черный Лось, Росистый Медведь, Железный Ястреб и Маленький Солдат.

«У них были просто царственные лица, – вспоминает Гроути. – Мне даже не пришлось заставлять их позировать. Я просто сказал им: смотрите на солнце. У меня было по одному кадру на каждого».

Черного Лося – вождя племени лакота – Гроути запечатлел на фоне типи, раскрашенной во все цвета радуги, где он жил. Он также сделал несколько групповых портретов всех участников встречи.

«У меня, – продолжает Билл Гроути, – уже кончалась пленка, и я думал: «Ну что ж, всему приходит конец». И тут вдруг было решено разместить семерых «младших вождей» – каждому из них было не более восьмидесяти пяти – в отеле «Силвен Лейк». Я решил: такой шанс упускать нельзя. Пошел на кухню и взял там ящик из-под яблок. И на этом-то ящике, на лужайке у гостиницы, я и сфотографировал «младших». А старшие – Черный Лось и Железный Ястреб – остались в типи».

Гроути не мог представить себе, что эти фотографии окажутся в музее?

«В те времена, – говорит он, – я и не думал об этом. Я хотел одного: сделать хорошие снимки. Ведь у этих людей такие прекрасные лица, да и сами они – воплощенная история. А к истории я отношусь очень серьезно».

История, как и природа родных мест, и сегодня продолжает вдохновлять Билла Гроути. Он работает над серией лунных пейзажей – их должно быть двенадцать, по числу месяцев в году: например, «Апрельская Луна, восходящая над красной травой» или «Ноябрьская луна на фоне падающих листьев».

«Эти названия, – вспоминает он, – взяты из книги «Говорит Черный Лось». Каждое из мест, запечатленных на них, связано с тем или иным событием в истории народа лакота. Никаких спецэффектов – все как в жизни».

По словам фотографа, есть только две минуты, в течение которых можно сделать хороший снимок. Если их пропустить – все пропало. Луну трудно поймать: за восемнадцать лет ему удалось сделать всего девять настоящих снимков. Два из них – «Августовская луна над черными вишнями» и «Декабрьская луна над потрескавшимися деревьями».

Но работа над мартовским, апрельским, майским и июльским пейзажами – еще впереди. Ими восьмидесятичетырехлетний фотограф собирается завершить свой творческий путь – если только природа будет благосклонна к нему.

XS
SM
MD
LG