Линки доступности

Кризис проекта


«Евреи нас обогатили. Зачем нам на них гневаться? Они живут между нами, как братья. Почему же нам их не любить?»

Эти слова принадлежат арабу Решиду Бею, герою утопического романа основателя сионизма Теодора Герцля. Действительность, как известно сегодня любому, полярно противоположна этой творческой галлюцинации.

В нынешнем году Израилю, сбывшейся мечте Герцля, исполняется 60 лет. Номер американского журнала Atlantic, приуроченный к этому событию, вышел со звездой Давида на обложке и с заголовком «Конец Израиля?»

В ведущей статье номера Джеффри Голдберг, видный американский журналист, в свое время отслуживший в армии Израиля, описывает свои встречи с израильским писателем Давидом Гроссманом, премьер-министром страны Эхудом Ольмертом и другими фигурами, в том числе – с палестинцами. Хотя никаких радикальных выводов он не делает (те, что на обложке, принадлежат редколлегии журнала), статья оставляет мрачное впечатление.

Давид Гроссман — писатель с мировым именем, левый в израильском политическом спектре, сторонник, в числе прочего, прямых переговоров с организацией ХАМАС, захватившей власть в полосе Газа и настаивающей на уничтожении Израиля. Его фигуре придает особую трагичность то обстоятельство, что у него на Ливанской войне 2006 года погиб 20-летний сын Ури.

В то время, когда ему пришло известие о гибели сына, Гроссман как раз работал над новым романом, сюжет которого заключался в том, что женщина, опасаясь известия о гибели сына на войне, бежит из дому, чтобы эта страшная весть никогда ее не нашла.

Давид Гроссман известен как оппонент премьер-министра Ольмерта, призывающий его как можно скорее достигнуть соглашения с палестинцами и, в качестве неизбежного условия такого соглашения, демонтировать еврейские поселения на Западном Берегу, в том числе незаконные, основанные вопреки запрету правительства.

Ольмерт в беседе с Голдбергом указывает на то, что он действительно демонтировал одно из таких поселений, Амона, но столкнулся там с таким ожесточенным сопротивлением, что вряд ли у него хватит решимости на повторение подобного эксперимента.

Израильтяне, как отмечает Голдберг, один из самых патриотических в мире народов. Согласно опросу общественного мнения, 94% готовы защищать свою страну с оружием в руках. Парадокс заключается в том, что 44 % готовы уехать из страны, если есть шанс улучшить свои материальные условия. Только в США уже живет полмиллиона израильтян.

Дело тут, конечно, не в одних материальных условиях, хотя они могут послужить хорошим поводом к принятию решения. Многие израильтяне, может быть большинство, сегодня испытывают чувство, что дни их страны сочтены, что катастрофа практически неизбежна. Единственным спасением от нее может быть достижение договоренности с палестинским руководством.

Но условия для этого не слишком благоприятны. Палестинский президент Махмуд Аббас представляет по сути дела только Рамаллу, административный центр автономии, а в Газе власть захватил ХАМАС. Популярность израильского премьера исключительна низка, что связывает ему руки на переговорах, а в проблеме сноса поселений он наталкивается на яростное сопротивление израильских правых.

Некоторые наблюдатели полагают, что «окно» для достижения соглашения не превышает двух-трех лет, и что этот шанс может быть безвозвратно утерян.

Свое 60-летие Израиль встречает в невеселой обстановке. Он добился экономического роста и расцвета, но настоящее международное признание по-прежнему от него ускользает. Он одерживал победы, порой блистательные, в большинстве войн со своими противниками, но так и не добился мира.

XS
SM
MD
LG