Линки доступности

Саммит НАТО: оценки экспертов


Со 2 по 4 апреля в Бухаресте проходил 59-й саммит НАТО. Помощник государственного секретаря США Дэниэл Фрид считает, что саммит прошел успешно.

«Это был один из самых открытых, продуктивных, а порой и драматичных саммитов на моей памяти, – говорит американский дипломат. – И уж точно наименее отрежиссированный за многие, многие годы. Даю слово, отправляясь в Бухарест, мы не знали конечного результата».

Дэниел Фрид с удовлетворением отмечает договоренности, к которым пришел альянс по двум сложным проблемам: развертывание системы ПРО в Чехии и Польше и увеличение численности натовского контингента в Афганистане: «На саммите была признана реальность и серьезность ракетной угрозы и подчеркнуто, что для ее отражения следует привлечь максимально большое количество ресурсов – американских, европейских и, будем надеяться, в перспективе и российских».

Хорватии и Албании было предложено вступить в диалог о присоединении к альянсу; аналогичное предложение будет сделано Македонии, как только она урегулирует спор с Грецией из-за названия страны.

Украина и Грузия не получили приглашения подключиться к ПДЧ, но, по словам бывшего американского представителя в НАТО Роберта Хантера, в отношении этих двух бывших советских республик наблюдается более существенный прогресс, чем кто-либо мог предположить: «Нет, Грузия и Украина в ПДЧ не участвуют, но им было обещано членство в НАТО, и это куда более важно, чем всякое ПДЧ».

Говоря о другой проблеме, афганской, Америка и Франция обязались увеличить численность своих войск в Афганистане, что было радостно воспринято Британией и Канадой. Видный британский политик консерватор Лиам Фокс сказал: «На сегодняшний день отдельные страны НАТО несут несоразмерно большое бремя участия в афганской кампании; это касается и финансовой, и военной стороны вопроса. Их солдаты гибнут, пока другие ничем не рискуют, и такое положение вещей не может продолжаться бесконечно. На всех членах альянса лежит обязанность поддерживать адекватную боеспособность своих вооруженных сил… Общая безопасность означает и общую ответственность!»

О проблеме расширения участия Европы в деятельности НАТО говорит Курт Волкер, который, вероятно, вскоре отправится в Брюссель в качестве представителя США: «Беда в том, что европейская общественность на сегодня утратила способность усматривать связь между материальным и политическим прогрессом Европы и инвестициями в сферу обороны».

Эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на изменение геополитической ситуации, НАТО остается краеугольным камнем европейской безопасности.

XS
SM
MD
LG