Что может быть интереснее, чем исследовать психологию человека, которому мы, общество, дали право убивать от нашего имени и во имя нашей безопасности! Я сейчас не говорю о военных. Я имею в виду работников правоохранительных органов, которые так часто, куда чаще солдат, становятся героями и антигероями американских фильмов.
В новом фильме режиссера Дэвида Эйера «Короли улиц», поставленному по сценарию известного знатока нравов лосанджелесской полиции писателя Джеймса Эллроя («Тайны Лос Анджелеса») и его соавторов Курта Уиммера и Джейми Мосса, эта тема получает новое развитие и отражает все растущее беспокойство обывателя перед спиралью насилия, раскручивающейся на наших глазах.
Эйер, как и Эллрой, очарован Лос Анджелесом и одновременно ненавидит его. Выросший на улицах этого противоречивого, мультинационального города, прослуживший матросом на атомных подлодках Эйер получил известность как сценарист мрачного полицейского триллера «Тренировочный день», принесшего «Оскар» актеру Дензелу Вашингтону. Хотя Эллрой формально является автором идеи фильма и его сценаристом, по духу это явно картина Эйера, певца сумерек богов. Хотя в титрах это не значится, Эйер приложил руку к сценарию, сделав его максимально приближенным к современности, максимально насильственным и максимально политически некорректным.
К счастью, при всей современности методов съемки и монтажа Эйер остается достаточно традиционным, чтобы внятно рассказать историю полицейского детектива Тома Ладлоу (Киану Ривз), которого мы застаем в печальный период его жизни. Его жена погибла, изменяя ему. У Тома самоубийственные тенденции, проявляющиеся в том, что он ввязывается в перестрелки, не вызывая полицейской подмоги. Там, где формально можно произвести арест, Том, разочаровавшийся в судебной системе, благоволящей преступникам, осуществляет правосудие сам, контрольным выстрелом. Признаюсь, что мои собственные инстинкты жителя Лос Анджелеса, пережившего кровавый бандитский бунт в 90-х годах, говорят мне, что Ладлоу прав. И пусть простят меня сторонники книжной законности.
Киану Ривз, который в этой картине выступает в на редкость серьезной драматической роли, явно возмужал как человек и вырос как актер со времен «Матрицы». Его матерому полицейскому Ладлоу веришь с первых же кадров фильма, где вставший с похмелья Том смотрится в зеркало. Вместе с ним, весь фильм, в зеркало наших страхов и социального надрыва смотримся и мы сами. Это не всегда приятно, но полезно.
Отдам должное режиссеру, который не поддался соблазну воспроизвести на большом экране методы съемки сходного по теме с «Королями улиц» популярного телесериала «Щит», тоже о «хороших-плохих» копах. Поначалу рубленный монтаж, дергающася камера «Щита» помогали создать необычный, интересный нервический портрет Лос Анджелеса и его полиции – последней, хотя и подгнившей линии нашей защиты. Со временем все же от этой дергатни в кадре устаешь. Ведь хочется всмотреться в героев поспокойнее, поподробнее. Эйер и его оператор Гэбриэл Беристайн снимают свое кино динамично, но вдумчиво, не боясь долгих крупных планов Ривса и его окружения – начальника отдела капитана Джека Вандера (Форест Уитакер), следователя по борьбе с коррупцией в полиции капитана Биггса (Хью Лори) и колоритных бандитов (рэпперы Сommon и The Game). Это помогает вглядется в лицо разнообразного и противоречивого лосанджелесского сообщества, которое не всегда замечаешь, даже являясь его частью.
Фильм представляет собой интересный поворот в жанре полицейского триллера. Картина не только снабжает жанр элементами «фильма-нуар», но и погружает его в повседневную реальность улицы, как и в современную городскую политику.
Картина показывает, что добрые намерения по спасению мира могут легко обернуться собственной противоположностью и морально разлагать людей, даже не замешанных в материальной коррупции.
Фильм, устами тоже не простого капитана Биггса задает вопрос: «Если рвать закон на части, чтобы справиться с дьяволом, кто нас защитит, когда дьявол придет за нами?». Ответ на этот вопрос картина дает неутешительный. Дьявол уже пришел. И это мы сами.