Линки доступности

Чем может Запад помочь российской демократии?


Тема президентских выборов в России ушла из американских СМИ, и теперь аналитики пытаются заглянуть в будущее, дабы понять, как могут развиваться отношения между двумя странами. Своими мыслями на эту тему с Русской службой «Голоса Америки» поделился директор российских исследований Института американского предпринимательства Леон Арон.

Инна Дубинская: На Ваш взгляд, стакан российской демократии сейчас наполовину пуст или наполовину полон?

Леон Арон: К сожалению, он наполовину пуст. Даже больше, чем наполовину. В отличие от брежневского режима, который, можно сказать, молол крупным помолом, этот - понимает, что кого-то можно, как говорил Иосиф Виссарионович, стереть в лагерную пыль - Алексаняна, Ходорковского, Светлану Бехметьеву. Но не всех. Маленьким людям нужно просто сказать: «Мы отнимем у тебя твое маленькое издательство или газету, мы не выпустим твоего сына учиться за границу».

Или другая стороны медали: «Мы же от тебя не требуем, чтобы ты, как в брежневские времена, ходил на улицу с барабаном и нас восхвалял. Это не сталинизм и не 37-й год. Мы не просим, чтобы ты подписывался в поддержку приговора Ходорковскому. Мы только хотим, чтобы ты молчал. Мы тебе в этом поможем. У нас есть гранты. Мы тебе организуем политическое будущее. Или хочешь заниматься наукой – пожалуйста! У нас есть грант на несколько миллионов».

И.Д.: Какой может быть роль Запада в таких условиях?

Л.А.: Я начинал в Америке как независимый аналитик в середине 80-х годов и помню, какой шквал критики обрушился на Рональда Рейгана, когда он назвал СССР империей зла, когда он сказал: «Господин Горбачев, снесите эту стену!», и когда он, выступая в британском парламенте, сказал про коммунизм: «Этот режим будет выброшен на свалку истории».

Понятна была ярость Андропова. Но ведь и местные американские политики и аналитики негодовали: «Это провокация! Это вмешательство во внутренние дела!» Однако сейчас мы знаем из мемуаров Натана Щаранского и других, какой огромной моральной поддержкой обернулись эти слова. Это валидация того, что мы должны говорить правду.

Роль Запада не должна рисоваться в мрачных тонах: что, мол, западные шпионы начнут проникать и дробить Россию на куски. Роль Запада должна быть в том, чтобы говорить правду публично, на пресс-конференциях, как это делает Ангела Меркель. Кстати, у Тэтчер были такие же отношения с Горбачевым: с одной стороны, мы тебя уважаем, а с другой – у тебя в стране есть диссиденты, у граждан нет прав и так далее. То есть, должна быть найдена умная середина.

XS
SM
MD
LG