Линки доступности

Андрей Генералов: Противостоять государственной машине было невозможно


Об итогах прошедших в России президентских выборов Русская служба «Голоса Америки» попросила рассказать бывшего депутата Государственной Думы, а ныне руководителя международной общественной организации «Центр иностранных инвестиций» и координатора программы библиотеки Конгресса США «Открытый Мир» Андрея Генералова.

Андрей Генералов: Для меня, как для человека, который более 20 лет занимается политикой, в том числе и на высшем уровне, результаты нынешних выборов были абсолютно ожидаемы, никаких сюрпризов они не преподнесли. Противостоять государственной машине, которая продвигала кандидатуру Дмитрия Медведева, было невозможно. Регистрация в качестве кандидатов в президенты Гарри Каспарова и Михаила Касьянова сохранила хотя бы видимость демократического процесса. Однако власть не пошла и на это. Поэтому был получен заранее обещанный результат – свыше 70% за преемника Владимира Путина.

Вадим Массальский: Скажите, а вот такая большая цифра – 70%, насколько она реально отражает настроения избирателей?

А.Г.: Она в большой степени отражает настроения избирателей. В конце января этого года организация «Центр иностранных инвестиций», которую я возглавляю, провела опросы жителей Европейской части России. Так вот Медведев тогда, по нашим данным, набирал 48% голосов, а все остальные кандидаты имели примерно те же цифры, которые сейчас официально показывает Центризбирком. Но, повторюсь, это было больше месяца назад. За это время у власти было время, чтобы еще больше «раскрутить» кремлевского кандидата. Об использовании административного ресурса я уже не говорю.

В.М.: Андрей, а Вы сами как избиратель за кого голосовали?

А.Г.: Честно говоря, я в этих выборах лично не участвовал. Это было излишне, учитывая, что государственная машина заранее определила уже за граждан, каков будет результат. Нас о нем просто уведомили. И само голосование превратилось уже в некую формальность.

В.М.: По Вашему мнению, после этих выборов, когда власть получила то, что хотела, возможна ли в перспективе либерализация общественной жизни в России?

А.Г.: Надежда остается, но ожидать скорой и заметной либерализации не следует. Зато будет перегруппировка каких-то политических сил, переосмысление каких-то идей и тенденций. Но пока не более того.

В.М.: А как эта перегруппировка сил в Кремле скажется на будущем американо-российских отношений? Причем, и политических, и возможно, просто гуманитарных.

А.Г.: Я, как один из координаторов американской программы «Открытый Мир» в России, очень надеюсь, что отношения между нашими странами останутся стабильными и партнерскими. Это действительно очень важно и для двух народов, и для всего мирового сообщества. Но объективно, думаю, что ближайшие год-два на государственном уровне сохранится та тенденция похолодания российско-американских отношений, которая была характерна при правлении президента Путина. Но пройдет время, и Дмитрий Медведев все равно станет самостоятельной политической фигурой. Кроме того, достаточно быстрый экономический рост России потребует более тесных и динамичных торговых, технологических, да и политических контактов с Соединенными Штатами. Я убежден, это отвечает стратегических интересам двух стран.

XS
SM
MD
LG