Линки доступности

В России ликвидирована еще одна НПО


Согласно свежему докладу организации Human Rights Watch, в прошлом году в России было закрыто порядка 30 тысяч неправительственных организаций. О судьбе одной из таких организаций, закрытых уже в середине февраля этого года, речь шла на пресс-конференции, организованной петербургским Институтом Региональной Прессы в офисе экологической организации «Беллона».

О существовании Центра просветительских и исследовательских программ в Санкт-Петербурге знали сравнительно немногие. Зато теперь, после решении городского суда об удовлетворении ходатайства Росрегистрации о закрытии Центра, о его деятельности и печальной судьбе узнает гораздо больше народа.

«Центр был создан молодыми сотрудниками правоохранительных органов для того, чтобы бороться с произволом, который там творится, и чтобы наше общество все-таки стало несколько лучше, – говорит директор программ Центра Мария Каневская. – Мы считаем, что все наши проекты и программы были очень эффективными, иначе бы не случилось то, что случилось. И нам кажется, что на данный момент мы свою миссию выполнили».

Сотрудники Центра просветительских и исследовательских программ проводили семинары, тренинги и круглые столы для работников миграционной службы, сотрудников милиции и Государственного управления исполнения наказаний Минюста России.

Многие мероприятия проводились совместно с правозащитной организацией «Гражданский контроль». Ее председатель Борис Пустынцев оценивает деятельность Центра просветительских и исследовательских программ очень высоко: «Польза – большая, как для сотрудников ведомства (а они это неоднократно подтверждали и устно, и письменно), так и для граждан, и для мигрантов. Результаты этих семинаров потом пытались распространять среди населения. Скажите, пожалуйста, для кого был от этого вред? Какие негативные последствия имела деятельность этой организации? Сплошная польза!»

Очевидно, с этой точкой зрения не были согласны сотрудники Росрегистрации, а также члены Городского суда Санкт-Петербурга, которые вынесли решение о закрытии Центра. Одним из формальных поводов было то, что Центр якобы проводил обучение, не имея на это соответствующей лицензии (хотя все сотрудники Центра – профессиональные юристы).

Но одной из главных причин, считает вице-президент Международной коллегии адвокатов Игорь Кучеренко, было то, что Центр просветительских и исследовательских программ получал гранты из-за рубежа, в частности, из Канады, Нидерландов и Норвегии.

«Я думаю, – добавляет Игорь Кучеренко, – что, несмотря на маленькие размеры этой организации и ее региональное влияние (эта организация не федеральная, не межрегиональная), этот случай показателен. И мало того: – на нем обкатываются технологии ликвидации. Вот по этому основанию, по этому основанию… А пройдет ли это в суде? А если не пройдет, то пройдет ли другое основание? Вот на таких маленьких, не очень известных организациях прокатываются технологии, которые затем, возможно, будут использоваться и на «громких» организациях, известных всем. Но – уже с учетом ошибок, которые они допустили в суде, если таковые были».

После получения решения суда в печатном виде адвокаты Центра просветительских и исследовательских программ намереваются обжаловать его в Верховном суде Российской Федерации, а если он подтвердит вердикт городского суда Санкт-Петербурга – обратиться в Европейский суд по правам человека.

Каковы перспективы этих тяжб? «В связи с изменившейся политической ситуацией, негативным отношением власти к некоммерческим организациям не могу ответить точно и убедительно на ваш вопрос, – говорит Мария Каневская. – Но Европейский суд стопроцентно будет на нашей стороне».

До недавнего времени российские власти выполняли все предписания Европейского суда. Однако случай Василия Алексаняна показал, что в стране существует не только «суверенная демократия», но, очевидно, и «суверенное понимание международного права».

XS
SM
MD
LG