Систему современного авторского права ненавидит сегодня неизмеримо больше людей, чем ее защищает. Для того, чтобы понимать ее нелепость, не надо быть потребителем или даже производителем пиратских продуктов. Достаточно взглянуть на неумолимые факты.
Было время, когда нарушение законов копирайта было трудоемким делом, под силу разве что государствам – Советскому Союзу, например, до того, как он подписал Бернскую конвенцию. Частному лицу, даже с доступом к копировальной технике, такие нарушения влетали в копеечку, а качество было на порядок ниже оригинального.
Все резко изменилось с распространением персональных компьютеров, а в особенности – с массовым доступом к интернету. Теперь каждый из нас может нарушить закон простым нажатием кнопки. Более того, каждый из нас ежедневно и регулярно нарушает закон, практически независимо от своего намерения. Когда мы просматриваем страницу Всемирной Паутины, защищенную законом об авторском праве, она автоматически сохраняется во временном хранилище внутри нашего компьютера – так называемом «кэше». Хотели вы того или нет, копия сделана.
Вас, скорее всего, не станут отдавать под суд за этот акт автоматического копирования: все зависит от того, как вы потом с копией поступите. Но это не значит, что между нарушением закона и его соблюдением пролегает отчетливая черта.
По словам Кевина Келли, сотрудника и одного из основателей журнала Wired, интернет – не что иное как огромная копировальная машина. Все, что мы сегодня создаем, от шедевров до мимолетных глупостей, она сохраняет навсегда. И каждая глупость увековечивается Гуглем или Яндексом, ее уже не сотрешь. Кроме того, хотим мы этого или нет, мы становимся правообладателями авторства тысяч бессмысленных сотрясений воздуха – то есть электронов.
Келли, чьи рассуждения опубликованы на популярном сайте Edge, отмечает парадокс: продукты, на которые затрачена масса человеческого труда и на продаже копий которых в значительной мере базировался предыдущий цикл экономики, теперь копируются бесплатно и со стопроцентной точностью. Но при этом налагать ограничения на возможности копирования бессмысленно и контрпродуктивно, ибо на них в значительной степени основан нынешний цикл экономики, спаянной с интернетом.
Кевин Келли полагает, что отныне стоимость следует переместить с основного продукта на сопутствующие ему ценности, которые он называет генеративными и которые копированию не подлежат. В качестве примера такой ценности он называет доверие к поставщику. Он приводит целый список таких «генеративных ценностей», в том числе незамедлительность, персонализацию, интерпретацию, аутентичность и другие.
Пока это лишь предложение в общих чертах. Из него совершенно неочевидно, каким образом будут окупаться затраты капитала и труда на производство генеративных ценностей. Вполне возможно, что когда система стабилизируется, на первый план выйдут какие-нибудь другие качества, не отмеченные Келли. Очевидно одно: нынешняя система авторского права нуждается в фундаментальной реформе, а не в запоздалых заплатах, – пиратства до сих пор не сумели остановить никакие меры, особенно в странах с низким доходом населения.
Некоторые компании (между прочим, такие как Red Hat или Apache) сегодня переключились на изготовление учебников к бесплатному программному обеспечению. Учебник в принципе тоже можно скопировать, но труднее и не так аккуратно. Это, может быть, лишь первый шаг в направлении туманного будущего. Ясно, однако, что законы копирайта в их нынешнем виде держатся на последнем гвозде.