Сценарии дальнейшего развития России являются самой обсуждаемой темой политического и экономического сообщества. Согласно большинству долгосрочных прогнозов, Россия в ближайшее время может столкнуться с очень серьезными вызовами социально-экономического характера. Об этом уже говорят не только эксперты, но и представители Центрального банка, министерства финансов, люди, которые занимают серьезные позиции в экономическом блоке правительства.
Специалисты говорят, что в марте этого года российской банковской системе грозит кризис ликвидности. Растут цены на продовольствие, а государство не может регулировать ценовые диспропорции. Снижается приток капиталов в страну. И по-прежнему остается угроза инфляционного навеса.
«Здесь есть серьезные основания для опасений, – говорит член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов. – Вовсе они не лежат в сфере сугубо экономических проблем, хотя очень хочется проблему видеть именно так. А в том, что общественное мнение страны и управленческие и политические элиты не совсем готовы к такого рода вызовам. Общественное мнение в последние годы, под воздействием соответствующей социально-экономической политики, стало все более ориентировано на популистские решения, а элиты привыкли работать с огромным потоком нефтедолларов. В их сознании вообще не существует проблем ограниченности ресурсов, а ограниченность ресурсов всегда требует иного видения».
Сохранение в России положительной макроэкономической динамики целиком зависит от цен на нефть. «Сейчас наше правительство проводит проциклическую политику, – говорит известный российский экономист Ирина Ясина. – На фоне хорошей мировой коньюнктуры (для нас хорошей) и высоких доходов бюджета мы начинаем раздувать госрасходы. Точнее, уже начали. Такая политика чревата трудностями в случае, если эти доходы падают. А доходы у нас поступают в страну не от высоких, больших налогов, которые платит бизнес, а от продажи на мировом рынке энергоресурсов, цена на которые была очень сильна, но может в любой момент измениться. Мы рискуем в случае падения наших доходов оказаться перед лицом необходимости быстрого сокращения наших расходов, а это всегда очень сложно. Особенно учитывая политику, которая в стране осуществляется правящей верхушкой. Она достаточно популистская. Сократить эти расходы будет им крайне сложно».
Усиление административного начала в экономике может привести к ужесточению либеральной финансовой политики. Андрей Рябов указывает на большой риск закрытия экономики или возникновение полузакрытой экономики, что в политическом плане, по его словам, сулит очень много проблем. В этой связи он считает особо актуальным вопрос создания эффективной команды: «Если эта команда будет создана исключительно под влиянием различных групповых интересов, на паритетных началах между конфликтующими группами интересов из тех, что сейчас наиболее влиятельны в российской политике, то боюсь, это создаст очень серьезные сложности в осуществлении эффективного ответа на возникающие вызовы».
Глава Министерства финансов Алексей Кудрин на экономическом форуме в Давосе назвал Россию «тихой гаванью» для иностранных инвестиций. «Несомненно, – комментирует Ирина Ясина, – у нас есть возможности организовать эту "тихую гавань", но для этого нужно предпринимать шаги уже сейчас, а пока мы их не видим».
На сегодняшний день важно, способна ли будет нынешняя управленческая система решать такого рода проблемы, а также какой тип политики будет предложен и насколько он окажется эффективным.