60 лет назад на пепелище, оставленном Второй мировой войной, была создана международная торговая система. В 1947 году представители 47 стран на встрече в Женеве подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
Эти страны были убеждены в том, что миру нужна торговая система, которая свела бы к минимуму протекционизм, способствовавший возникновению двух мировых войн в двадцатом веке. В этом году ГАТТ исполнилось 60 лет.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле вступило в действие 1 января 1948 года. Это было временное соглашение, и в 1995 году его преобразовали во Всемирную торговую организацию.
Первоначально ГАТТ подписали всего 23 государства. В ВТО вошли 150 стран, то есть, практически, весь мир.
На чествованиях по поводу 60-летнего юбилея ГАТТ генеральный директор ВТО Паскаль Лами перечислил наибольшие достижения программы.
Основатели были нацелены на создание такой конструкции, которая выдержала бы экономические потрясения и не допустила бы финансового хаоса. А потрясения оказались нешуточными.
«Система, – говорит Паскаль Лами, – пережила падение Берлинской стены. А в свое время она пережила и воздвижение этой стены, а также тяжелые финансовые кризисы 90 годов, сохранив верность принципам открытости, предсказуемости и верховенства закона. А это ключевые ценности системы».
Но мир изменился с тех пор, как распались колониальные империи.
Карин Смоллер возглавляет Женевский офис Института сельскохозяйственной и торговой политики, который отстаивает интересы бедных крестьян из развивающихся стран.
По ее словам, во многих отношениях международная торговая система оказалась благом. Но в результате радикального рывка к свободным рынкам, предпринятого в 80 годы, богатые стали богаче, а бедные беднее.
Это привело к резкому росту экспорта сельскохозяйственных продуктов в развивающиеся страны, который вытеснил с рынка местных производителей.
«В таких странах как Гана, Гондурас и Индонезия, – говорит Карин Смоллер, – крестьяне теряли средства к существованию, потому что в страну начали завозить дешевый рис. Почему? Потому что они слишком быстро открыли свои рынки для импорта. Или возьмем, к примеру, Кению, которая начала ввозить сахар. В этих странах массивный завоз сельскохозяйственной продукции привел к подрыву местного производства и рынка труда».
Сегодня феномен свободной торговли во всемирных масштабах называется глобализацией. И не всем она приходится по душе.
В 1999 году протесты антиглобалистов в американском городе Сиэтл сорвали очередной раунд переговоров о либерализации торговли.
Протесты в Сиэтле были первой ласточкой. Однако ВТО удалось преодолеть последствия своего провала в Сиэтле. В 2000 году в Дохе начался раунд торговых переговоров.
Участники добиваются введения режима свободной торговли в глобальных масштабах, а также распространения благ глобализации на развивающиеся страны.
После семи лет сложных переговоров соглашение по-прежнему остается туманной мечтой. Основным препятствием является дотации сельскому хозяйству.
Развивающиеся страны отказываются подписывать соглашение, которое не обеспечивает им бóльший доступ на рынки богатых стран.
«Это условие, – считает старший экономист ВТО Патрик Лоу, – без которого соглашение не имеет смысла. Мы должны получить что-то в области сельского хозяйства. Вокруг этого вопроса и ведутся все переговоры».
Патрик Лоу признает, что заставить Европейский союз и США снизить субсидии своим сельхозпроизводителям до уровня, приемлемого в развивающихся странах, задача непростая.
Но он отвергает предположения скептиков, что споры по этому вопросу приведут к провалу переговоров в Дохе и развалу ВТО.
«В ближайшем будущем ВТО не развалится, – продолжает Патрик Лоу. – Она будет меняться, будет реформироваться, и наряду с другими организациями останется важным элементом будущей системы международного управления. Лично я не могу вообразить, как система международной торговли сможет прекратить свое существование».
В будущем ВТО предстоит столкнуться с целым рядом новых проблем. К ним относятся изменение климата и влияние международной торговли на глобальную экологию.
Вероятно, этой организации придется под давлением создавать более справедливую систему торговли, которая была бы более открытой, доступной и подотчетной.
От того, как отреагирует ВТО на эти вызовы, будет зависеть будущее международной торговой системы.