Линки доступности

Антиамериканизм в России и русофобия в Америке: реальная проблема или миф?


По просьбе Русской службы «Голоса Америки» вопрос, вынесенный в заголовок, комментирует профессор Мичиганского университета в Лэнсинге Владимир Шляпентох.

Инна Озовская: В России все чаще звучат голоса, что Америка охвачена антироссийскими настроениями. Вы согласны с этими утверждениями?

Владимир Шляпентох: Абсолютно нет. Что действительно является фактом – это необычайная интенсивность антиамериканской пропаганды. Она воистину охватила все слои российского общества, но в первую очередь не рядовых граждан, а господствующую элиту.

И.О.: Как вы считаете, это связано с президентской избирательной компанией в России?

В.Ш.: Это важный элемент. Антиамериканская пропаганда – это очень важная часть. Она легитимизирует режим, равно как и агрессивность в отношении Украины или Грузии. Это необходимо режиму для того, чтобы обосновать свое право на существование. И для антиамериканской пропаганды очень важно предполагать, что Америка ненавидит Россию. Почему это важно для России – потому, что понятие справедливости действительно, играет некоторую роль в российской психологии, и таким образом антиамериканизм в России как бы является оправданным, потому что в Америке все нас ненавидят – что является абсолютным мифом, и ужасно интересным мифом, потому что он не имеет ну никакого основания.

И.О.: Что значит не имеет никакого основания? Ведь в центральных газетах и других американских средствах массовой информации периодически появляются критические статьи в отношении России и в отношении непосредственно президента Путина?

В.Ш.: Нет, если «Нью-Йорк таймс» или «Вашингтон пост» публикует какие-то критические материалы, там и следа нет русофобии, или негативного отношения к России как к стране. Идет ведь только критика внутренней или внешней политики нынешней администрации в Кремле.

И.О.: Но ведь если в России все больше утверждается мнение, что президент Путин является национальным лидером, то не считаете ли вы, что критика президента может восприниматься россиянами как критика России?

В.Ш.: Такое восприятие создается тем же Кремлем, который пытается отождествить Путина с Россией и использовать поддержку Путина значительной частью населения страны. Но это никакого отношения к русофобии не имеет. Мощнейшее доказательство – это американская избирательная компания: ни один участник, ни на стороне республиканцев, ни на стороне демократов, даже не упомянул Россию в процессе дебатов. Участники дискуссии обсуждают проблему Китая, Пакистана, Ирана, не говоря уже об Ираке, естественно, Ближнего Востока. Россия блистательно игнорируется в этой кампании.

Это даже, пожалуй, странно, я бы сказал. Нужно и упрекнуть участников избирательной кампании, что они недооценивают Россию, которая остается великой державой, роль которой огромна – и потому, что она ядерная держава, и потому, что она обладает огромными природными ресурсами. Роль России в мире необычайно велика, а ненависти к России, русофобии – и следа нет.

И.О.: В таком случае, если мы попытаемся заглянуть чуть-чуть в будущее, как вам представляются будущие отношения США и России? И зависит ли это от того, станет ли новым хозяином Белого Дома демократ или республиканец?

В.Ш.: Это очень интересный вопрос, и он зависит от стратегического мышления и в Москве и в Вашингтоне. У России и у Америки есть одна общая опасность – это Китай, и еще мусульманский фундаментализм. Конфликты у России и Америки с этими двумя силами намного важнее, чем конфликты между Америкой и Россией. Но не видно этого стратегического мышления в полной мере в Вашингтоне, и его почти не видно в Москве.

XS
SM
MD
LG