Линки доступности

Болезнь роста


В последнее время Китай стал в США чем-то вроде марктвеновского «мальчика для битья», и вовсе не в связи с нарушениями прав человека.

И не то, чтобы раньше репутация Китая стояла высоко – жалобы на то, что заморский гигант практически снес под корень американскую производственную базу и наводняет мир поддельными фирменными товарами и пиратской продукцией, раздаются давно. Но теперь к этим претензиям прибавился целый букет новых. Китайской пищей для домашних животных отравилось множество четвероногих любимцев, а затем в огромных партиях детских игрушек из Китая были найдены запрещенные высокотоксичные химикаты, включая производные свинца.

Американские матери пришли в панику. В числе крайних мер можно вспомнить намерение мэра одного из городов Флориды полностью запретить на его территории продажу китайских товаров. На мэра, правда, быстро вылили ушат холодной воды, и он одумался: подавляющее большинство игрушек в США ввозится из Китая, и то же самое можно сказать о большей части потребительской электроники.

Прежде, чем возмущаться (пусть и справедливо), советует соотечественникам Стивен Мим на страницах приложения к газете Boston Globe, хорошо бы повнимательнее присмотреться к собственной истории. В XIX века своими халтурными, фальшивыми и пиратскими поделками «прославилась» другая страна, также в период стремительного экономического развития – Соединенные Штаты Америки.

Наиболее известна жалоба Чарльза Диккенса, который, побывав в Бостоне, неприятно поразился обилию там пиратских изданий своих произведений, за которые он не получил ни цента. Вполне возможно, что это и стало решающим фактором в его американских впечатлениях – довольно неблагоприятных.

Любимым изделием некоторых тогдашних американцев был неизменный хит всех времен - подделки, и больше всего, конечно, любили подделывать деньги. Это, как известно, сводит к минимуму цикл классического оборота «товар-деньги-товар». А поскольку до Гражданской войны выпуском денег разных дизайнов занимались различные банки, одно время в ходу было свыше шести тысяч разного вида подделок.

Патентованные лекарства изготовлялись следующим образом: собирали пузырьки от настоящих, наполняли раствором соли и хинина и наклеивали нужные этикетки. Невольно вспоминаешь о том времени, когда в Москве можно было сдавать бутылки от шведской водки.

Подобную практику на ранних стадиях как американского, так и китайского капитализма Стивен Мим объясняет тем, что регулирование не поспевает за экономикой на самой быстрой стадии развития. Он уверен, что в Китае, как и в США в свое время, режим регулирования будет укреплен, а сами производители поймут, наконец, что доверие к их продукту – одна из важных составных частей его привлекательности.

И оно, конечно же, так и будет, и было всегда. Можно вспомнить Японию, чьи неуклюжие поделки в начале 60-х вызывали у американцев досаду и смех. Но они, как и нынешние китайские, имели одно очевидное достоинство: они были дешевы. Есть все основания верить, что со временем надпись «сделано в Китае» станет такой же печатью качества, как и «сделано в Японии» - если закрыть глаза на то, что большинство японских товаров сегодня и так делается в Китае. А вот дешевизна наверняка падет жертвой регулирования и строгого контроля. И тогда придется искать новый Китай – или, как в известном анекдоте, новый глобус.

XS
SM
MD
LG