Линки доступности

«Они пытались превратить нашу нацию в нацию рабов и холуев, палачей и стукачей»


Двадцатого декабря исполнилось 90 лет со дня создания в революционном Петрограде Всероссийской чрезвычайной комиссии во главе с Феликсом Дзержинским. А как воспринимают эту организацию, ставшую прообразом КГБ и нынешней ФСБ, на ее «исторической родине» – в Санкт-Петербурге?

В советские времена было создано немало произведений литературы и кинематографа, где образ чекиста рисовался исключительно светлыми красками. Расхожей характеристикой борцов с так называемой «контрой» стало «чистые руки, горячее сердце, холодная голова». Кстати, накануне 90-летнего юбилея ВЧК директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев заявил: «Мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с деятелями культуры, которые формируют положительный образ работников ФСБ».

А как воспринимают «бойцов невидимого фронта» те, кто был с ними, что называется, по другую сторону следовательского стола?

«Для публики этой характерны в первую очередь посредственность и ординарность. Это серые чиновники и не более того, – говорит один из руководителей петербургского «Мемориала» Вячеслав Долинин, который в 80-е годы был политическим заключенным, осужденным по печально знаменитой 70-й статье УК РСФСР. – Каких-то ярких качеств, которые выделяли бы их из общей массы, у них нет, разве что умение лгать не мигая и глядя в глаза. Вот это – действительно качество, выбивающееся из общей массы личных качеств, свойственных нашему народу».

А какие чувства к своим преследователям испытывает Вячеслав Долинин сегодня? «Мстить никому я не собираюсь, – говорит он. – Все это публика достаточно жалкая. Она себя уже наказала тем, что выбрала такой жизненный путь. Нет никакой злости, никакой досады. Ну, чувство брезгливости, конечно, есть. Сотруднику КГБ я руки не подам, безусловно, это публика нерукоподаваемая».

Вместе с тем Вячеслав Долинин считает, что спецслужбы России нужны. Однако они должны быть, по его словам, «отвечающие за безопасность граждан, а не нарушающие эту безопасность. Не уничтожающие собственных граждан, в первую очередь тех, которые мыслят самостоятельно. Такие службы, какими традиционно были спецслужбы Советского Союза, нам не нужны. Сегодня, 20 декабря, – это скорбная дата в нашей истории. ВЧК-КГБ – это организация, которая уничтожила миллионы наших соотечественников, и в первую очередь лучших. Если мы посмотрим на судьбы лучших людей нашей страны, мы увидим, как отразилась на них деятельность этих спецслужб».

«И ведь не только физический ущерб они нанесли нашему народу: они нанесли колоссальный моральный ущерб, – добавляет Долинин, – они пытались превратить нашу нацию в нацию рабов и холуев. И отчасти это удалось. Отчасти им удалось превратить нас в палачей и стукачей. И вот это преступление – остается. Это психологическое наследие мы еще не изжили до конца. Сейчас мы наблюдаем как раз некоторые последствия вот этого чекистского, гебистского воспитания нашего народа».

В юбилейные дни в Музее истории политической полиции, расположенном на Гороховой улице, дом 2 (где и размещалась петроградская «чрезвычайка»), открылась выставка «Страницы истории в лицах. Российские секретные службы в 1920 – 1990 годах». Как ни странно, ни о ГУЛАГе, ни о «Ленинградском деле», ни о «Деле врачей» в это экспозиции нет ни единого упоминания.

XS
SM
MD
LG