Предварительные итоги выборов в Южном Федеральном округе показывают любопытную тенденцию: чем южнее, тем сторонников «Единой России» становится на порядок больше. Каковы причины этого «электорально-географического» феномена?
Для начала - факты (в изложении Центризбиркома). Если в Волгоградской области по предварительным данным за партию власти проголосовали 53%, то на Кубани уже 61%. А в пограничной с богатым Краснодарским краем Республике Адыгея, где уровень жизни гораздо ниже, поддержка «плана Путина» почему-то на 10% выше. Дальше больше: Ингушетия дала 92% избирателей-сторонников единороссов, Кабардино-Балкария – 94%. А Чеченская республика вообще побила советские рекорды единодушия и одобрения мудрой и единственно правильной линии партии – 99, 21%!
Конечно, можно спорить, какими методами «выкручивания рук» выколачивались подобные результаты единомыслия. Тем не менее для таких феноменальных результатов есть и объективные предпосылки. Президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон уже заявил, что такие итоги голосования - следствие клановой культуры многих кавказских народов.
Кроме того на Кавказе жена зачастую имеет такое же мнение, как ее муж, а более молодой мужчина всегда прислушивается к более старшему. Из этого составляется коллективное мнение большой группы людей. Некоторые наблюдатели выборного процесса подтверждают тот факт, что во время социологических опросов женщины, в национальных Северо-Кавказских республиках зачастую соглашались на интервью только в присутствии мужа…
Следует добавить и особенности традиционной мусульманской культуры, которая имеет заметные отличия от культуры европейских народов. Нельзя не учитывать и такую тенденцию: сегодня повсеместно некоренное (и прежде всего славянское население) вытесняется из национальных республик Северного Кавказа. Иногда это делается более мягко, как, например, в Дагестане, иногда более жестко и доходит до убийств, как в Ингушетии. Кроме того с каждым годом растет процент мусульманского населения в краях и областях Южного Федерального округа, в частности, на Ставрополье. А значит, меняется и уклад, и традиции местных жителей. По ментальности населения Россия на Северном Кавказе и в некоторых регионах Поволжья становятся все менее европейской и все более азиатской страной.
Вот почему при общей тенденции ограничения гражданских свобод в России, следует учитывать, что рост «религиозно-родовой клановости» способен привести к дальнейшему росту «электорально управляемых» территорий, где выборы проходят «по плану и по клану».