Линки доступности

Новости Голливуда: «Гангстер»


Когда-то фильмы, претендующие на «Золотой Глобус» и «Оскар», студии приберегали до конца года, обрушивая на зрителя и членов голосующих за призы организаций свои фильмы-надежды почти одновременно в последнюю пару недель года. Но после того, как церемония «Оскара» была перенесена на месяц вперед, студии стали менять график выпуска, чтобы у фильмов появилась наградная репутация как можно раньше.

В этом ноябре – начале декабря мы в Северной Америке увидим необычно большое количество ударных фильмов, выпущенных в прокат и разосланных в виде DVD тем, кто голосует за призы. Я этим репортажем начинаю знакомить вас с некоторыми основными претендентами на награды, которые мне уже удалось посмотреть на специальных просмотрах и кинофестивалях.

«Гангстер» поставлен сэром Ридли Скоттом. Его «Гладиатор» получил в свое время «Оскар» как лучший фильм года. «Гангстер» тоже проецирует большие амбиции. Этот фильм – попытка повторить успех таких гангстерских саг, как легендарный «Крестный отец» Копполы или «Человек со шрамом» Брайана Де Пальма. На сей раз «крестным отцом» выступает не Ал Пачино, игравший итальянского и кубинского мафиозо, а Дэнзел Вашингтон в роли реального человека – Фрэнка Лукаса, чернокожего наркобарона Гарлема, правившего там бал в годы вьетнамской войны.

Англоязычное название фильма (American Gangster) делает попытку уйти от расовой принадлежности героя, представляя его как типичного американского авантюриста, ставящего себя выше закона. А закон этот настолько сложен и ограничен в возможностях преследования криминальных элементов, что позволяет таким типам, как вымышленный Майкл Корлеоне или реальный Фрэнк Лукас, годами и даже десятилетиями богатеть за счет других людей. Но сюжет фильма и личность реального прототипа предполагают некую этническую особость картины.

С сожалением должен отметить, что «Черный крестный отец» у сэра Ридли не получился. Это не значит, что фильм «Гангстер» неудачный. Он вполне динамичный, визуально, как все фильмы Скотта, интересный. Но картине явно не хватает эпичности, столь очевидной в «Крестном отце», и социальной психопатии «Человека со шрамом».

Эти недостатки не компенсируются и некоторыми довольно очевидными ассоциациями с современностью, которые авторы стараются вызвать, показывая социальный фон происходящего в фильме как отражение реальности, связанной с войной, идущей в далекой стране и, по их представлениям, размывающей моральные ценности дома. Если можно погибнуть от пули Вьетконга, то кого волнует, если кто-то умрет от наркотика, завезенного из Индокитая в гробах погибших солдат?

Позволю себе также заметить, что два лауреата «Оскара» – Дэнзел Вашингтон и Рассел Кроу (в роли полицейского, преследующего Лукаса) – даже совместно не могут дать фильму того накала, который способен был привнести в свои гангстерские фильмы Ал Пачино.

Если все же последуют номинации «Гангстера» на основные кинематографические призы, то это, с моей точки зрения, будет означать лишь, что 2007-й кинематографический год не был особо урожайным на безусловно яркие фильмы – такие, чтобы люди их смотрели, как «Крестного отца», и через десятки лет.

XS
SM
MD
LG