Линки доступности

Старому Соколу грозит исчезновение


Согласно прогнозам демографов ООН, к середине текущего столетия Россия, Украина и Беларусь могут потерять до 50% своего населения. Причины тому – низкая рождаемость, уменьшение средней продолжительности жизни и эмиграция.

Село Старый Сокол расположилось в 100 километрах от Киева у самой границы 30- километровой Чернобыльской зоны. Прежде здесь колосились поля. Сейчас они зарастают лесом.

Как и многие другие деревни в СНГ, Старый Сокол представляет причудливую смесь частного фермерства и советского колхоза. В данное время частный бизнес не производит даже минимума требуемых вложений в социальную инфраструктуры, технику или продвижение продукции на рынок.

Мэр Старого Сокола Валентина Машивская сетует на то, что стареющее население мало способно заниматься земледелием: «Сегодня люди у нас не могут ни засеять, ни возделать даже полгектара. Тракторов нет, так что скоро, наверное, вернемся к лошадям и плугам».

Сельчанка Любовь Дрозд, как и миллионы соотечественников, получила в собственность земельный участок, в ее случае – площадью 3 с половиной гектара. Этого, с одной стороны, мало, чтобы выжить, но, с другой, - непосильно много для обработки одним человеком. А поскольку украинский закон запрещает продажу земли, Дрозд фактически оказалась заложницей своей собственности.

«Какая мне выгода от земли? Да никакой! У меня есть документы, я все правильно оформила, но пользы – ноль», - говорит она.

«Я хочу уехать, неважно куда, лишь бы подальше отсюда. Уеду учиться!», - решительно заявляет Алена Русакова. Ей 13 лет, сверстников в селе у нее осталось немного. Сестра Алены уже переехала в Киев. 20 лет назад в Старом Соколе построили школу, но сегодня она закрыта, детей возят в соседнюю деревню.

На каждого новорожденного, рассказывает мэр, здесь приходится 20 смертей. Население Старого Сокола и трех соседних населенных пунктов сократилось больше чем наполовину - с 700 человек до 320 двадцати. В отличие от западных украинцев населению восточных областей Украины совсем не просто уехать за границу. Чувство отчаяния стимулирует алкоголизм, еще более повышающий вероятность преждевременной смерти.

«Какое горе хоронить молодых! Старики выживают, молодые умирают, и с каждым годом жизнь ухудшается», - сетуют селяне.

Мужчины средних лет чувствует себя здесь как в капкане: дома работы нет, в городе найти ее трудно. Виктору Антоновичу до пенсии остался год: «Приедешь в Киев, а тебя спросят: вам лет-то сколько? Если за пятьдесят, то гонят с порога».

Так живут в Старом Соколе – на куцые пенсии, полагаясь на приусадебные участки. При этом мировой спрос на сельхозпродукцию бурно растет, но покрывают его главным образом крупномасштабные хозяйства размером с советские колхозы. Правда, в отличие от колхозов, новые фермы делают ставку на современную технику. А украинские деревеньки с их неликвидной землей тем временем продолжают чахнуть.

XS
SM
MD
LG