Линки доступности

Новости Голливуда: снимается «Валькирия»


Недавно студия United Artists, руководство которой недавно принял Том Круз (в партнерстве с продюсером Полой Вагнер), пригласила меня в столицу Германии Берлин на съемки одного из первых (точнее, второго) фильма возрождаемой студии, основанной Чарли Чаплином, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом в 1919 году.

Картина называется «Валькирия» (Valkyrie). Ставит ее режиссер Брайан Сингер (серия «Люди Икс», «Возвращение Супермена»). Фильм рассказывает о неудавшемся покушении на нацистского диктатора Адольфа Гитлера, произведенного полковником Клаусом Шенком графом фон Штауффенбергом в рамках заговора группы немецких генералов и офицеров, а также ряда государственных чиновников нацистской Германии.

Штауффенберга играет популярный актер Том Круз, у которого несомненное сходство с реальным прототипом. На обложке папки с пресс-материалами по фильму, предоставленными студией, – фотография Штауффенберга в профиль, очевидно, из досье гестапо после ареста полковника. Рядом с ней – фотопроба Круза к фильму. Сходство неоспоримое!

Реальная история Штауффенберга и других заговорщиков и их печальная судьба хорошо известны, и даже были предметом нескольких фильмов, в том числе и сравнительно недавнего немецкого телефильма. Съемки эпизода из «Валькирии», на которых мне довелось поприсутствовать, происходили на пригородной частной вилле. Неширокая улица в тени деревьев было забита кинотранспортом. Конечно, немецкие машины и трейлеры-вагончики не такие массивные, как в Америке, но и улицы здесь, в Берлине, не такие широкие. В остальном все было похоже на съемки в Америке.

Когда я увидел виллу с тыльной стороны (фронтальная была забаррикадирована светоотражателями и прочей техникой), на меня на минуту нахлынули ностальгические воспоминания, потому что дом был очень похож на тот, в котором я жил в Германии, где мой отец служил несколько лет после войны. Но вскоре начались съемки эпизода, в котором Штауффенберг (Том Круз) возвращается в свой берлинский дом и, к своему удивлению, застает там свою жену Нину (голландская актриса Карис ван Хоутен, «Черная книга»), которая с детьми ранее уехала из Берлина, где было опасно находиться из-за постоянных бомбежек союзной авиации.

Нина привезла детей, которых Клаус долго не видел. А дети не привыкли видеть его таким – у него нет одной руки, он потерял глаз в результате тяжелого ранения в во время боевых действий в Африке. Но Клаус и Нина любят друг друга и рады встрече. Они танцуют под пластинку, которую заводит один из сыновей. Дети тем временем наряжаются в самодельные костюмы из простыней и бумажных корон и начинают воинственную игру в рыцарей, что настораживает Штауффенберга, познавшего трагическую суть войны и пытающегося закончить ее радикальным актом убийства Гитлера. Он перестает танцевать с женой и настороженно смотрит на играющих в войну детей...

Таково формальное содержание снимавшегося эпизода. Он, как в перерыве объяснил режиссер Сингер, важен для понимания психологической эволюции Штауффенберга и превращения его из верного присяге немецкого офицера в борца сопротивления нацизму.

Как обычно, снимались несколько дублей. Я смотрел отснятые дубли на большом цветном мониторе и не заметил особой разницы в игре актеров от дубля к дублю. Круз был абсолютно внешне убедительным в роли немецкого офицера и точно передавал смешанные эмоции, ожидаемые от героя при неожиданной встрече давно не виденной семьи. Ван Хоутен была очень мила внешне и грустно-кокетлива по сцене. Дети, которых специалист по фехтованию в перерывах немного «подтренировывал», были по-немецки дисциплинированы и не разу не испортили сцену.

Конечно, режиссер Брайан Сингер в процессе монтажа отберет самый лучший дубль и смонтирует разные планы, – средние и крупные, которые он снимал при мне, – для получения необходимого драматизма в этом важном эпизоде фильма. Меня как стороннего наблюдателя не раз бывавшего на съемочных площадках, всегда поражает, как из медленного хаоса киносъемки появляется то волшебство, которое мы называем кино.

После нескольких часов на площадке, где съемки должны были продолжиться заполночь, я отправился на студию «Бабельсберг», в одном из огромных павильонов которой было выстроена декорация военного министерства Третьего рейха. Руководители студии доктор Карл Вебкен и Кристоф Фиссер и начальник производства Хеннинг Молфентер дали тур по декорации, воспроизводящей просторный кабинет Штауффенберга, огромные кабинеты его начальников и широкие коридоры министерства с бюстами по стенам германских военачальников прошлого (при ближайшем рассмотрении некоторые из них оказались бюстами немецких композиторов – кино!).

Массивные канцелярские шкафы были забиты досье с нацистской символикой на корешках, все чернильные приборы, ручки и прочий реквизит были аутентичными вещами того исторического периода, что создавало странное ощущение перемещения во времени. За окнами кабинета были фоновые фотографии зданий того периода, сделанные с исторических фотографий, поскольку этих домов давно нет. Реалистичность декорации, вплоть до самых мелких деталей, должна наверняка помогать актерам – в большинстве своем не немцам, а американцам и англичанам – входить в образ немецких военных эпохи гитлеризма.

Наверное, есть какая-то историческая справедливость в том, что новый, объединенный, демократический, динамичный Берлин стал местом для съемок фильма о немецком сопротивлении Гитлеру. Как заявил лауреат «Оскара», немецкий режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, автор более современной берлинской истории «Жизнь других», голливудская картина с Томом Крузом в роли немецкого борца с нацизмом сделает для укрепления положительного образа новой Германии куда больше, чем любой немецкий фильм на эту тему.

XS
SM
MD
LG