Линки доступности

Сербия - Россия - Евросоюз: мнения экспертов


Воодушевленные тем, что Россия поддерживает позицию Белграда по Косово, сербские националисты все настойчивее призывают к установлению более тесных связей с Москвой. Создается впечатление, что Сербия может вообще отказаться от сотрудничества с Западом. Более того, некоторые аналитики выражают опасения, что речь идет о плавном переходе к политике изоляционизма.

Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница недавно заявил: «Белград знает, как отблагодарить Россию за поддержку в косовском вопросе». У некоторых аналитиков такая декларация вызвала удивление. Не отказывается ли Сербия от цели, которую сама же провозгласила, – от интеграции в западные политические структуры? А если так – почему?

«Я полагаю, очень близоруко со стороны югославского политического истеблишмента думать, что у России нет других задач, кроме как отстаивать сербские интересы, причем любой ценой, – замечает Мартин Слетцингер, сотрудник Центра имени Вудро Вильсона. – Русские делают то, что делают, но при этом они заботятся только о собственных интересах».

Белградское руководство решительно отвергает предложение о предоставлении краю Косово независимости, хотя 90% населения этой сербской провинции составляют этнические албанцы. Большинство западных государств высказались в поддержку предложения, внесенного эмиссаром ООН Марти Ахтисаари, предусматривающего предоставление краю «ограниченной независимости». Однако Россия, обладающая правом вето в Совете Безопасности ООН, заявила, что не поддержит никакого плана, не получившего одобрения обоих правительств – албанского и сербского.

По мнению большинства экспертов, выступая против плана Ахтисаари, Россия стремится укрепить свои позиции в глобальном соперничестве с США и Европейским Союзом. «За всем этим – холодный расчет, а вовсе не славянская солидарность, как, может быть, думает кое-кто в Сербии», – считает Ганс Мауль из Трирского университета (Германия).

Джеймс О’Брайен из «Группы Олбрайт» полагает, что Москва стремится замедлить процесс консолидации ЕС и НАТО. Бывший специальный советник президента по Балканам считает, что Кремль использует Белград как своеобразный залог в большой игре, которая, в конечном итоге направлена против долговременных интересов Сербии: «Перспектива присоединения сербского народа к ЕС, то есть возможность свободной торговли, которая перед ним откроется, тревожит президента Путина: – ведь в таком случае Сербия станет менее зависимой от России».

По мнению Слетцингера, участие России в балканских делах на стороне Сербии не является абсолютно негативным фактором: это своеобразный баланс односторонним усилиям Запада, направленным на то, чтобы автономный край Косово как можно скорее стал независимым. Однако, помимо этой поддержки, России по существу нечего предложить Сербии: «Будущее Сербии, как и ее соседей, – в присоединении к ЕС и НАТО, особенно к ЕС. Россия же не дает ничего – только счета за газ. Сейчас газ стоит недорого, но ведь он может и подорожать».

«Я думаю, что главный вопрос для сербов – хотят ли они по-прежнему быть хозяевами своей судьбы? Или они отдали свою внешнюю политику на откуп Москве? Им следовало бы задаться этим вопросом», – говорит сотрудник Высшей школы международных исследований в Вашингтоне Эд Джозеф, посвятивший долгие годы исследованиям балканских стран.

По его словам, Коштуница пытается извлечь выгоду из конфронтации Востока и Запада, следуя традиции, заложенной еще Тито. Исследователь полагает, что эта тактика обречена на неудачу: «Я не думаю, что можно интегрироваться в ЕС, не проведя серьезных изменений в политике и в обществе. Невозможно усидеть на двух стульях. Надо сделать окончательный выбор».

Присоединение к западному союзу сулит балканским странам, и Сербии в том числе, процветание и успешное демократическое развитие. Цель США – превращение европейского континента в единое, свободное и процветающее содружество наций.

XS
SM
MD
LG