Линки доступности

Новости Голливуда: «Вторжение»


Как будто мало паранойи в реальной жизни! Террористы, техногенные катастрофы, наводнения, цунами... А тут еще кино со своим страшилками! Очередная – «Вторжение» (The Invasion).

Я говорю «страшилка» – что не очень уважительно по отношению к режиссеру Оливеру Хиршбигелю, который получил номинацию на «Оскар» по фильму «Бункер» (Downfall). До этого он снял в своей родной Германии небольшой, но приметный фильм «Эксперимент», в котором проявил свои антифашистские, антитоталитарные инстинкты.

Если бы я не знал, что Хиршбигель из-за творческих разногласий со студией оставил «Вторжение» до его окончания, и за него картину дописывали, доснимали и домонтировали мастера американского кинопустозвонства режиссеры братья Вачовски, то для меня фильм был бы куда большим разочарованием, чем явился на самом деле. Что с них возьмешь, сирых и убогих?

Я так понимаю, что Хиршбигеля к материалу привлекла его антитоталитарная сущность. Когда-то, в 50-е годы, по книге-оригиналу был снят фильм «Вторжение похитителей тел», однозначно звучавший как предупреждение по поводу коммунистической угрозы. Эта угроза канула в лету, но тоталитаризм как идея, как возможный способ человеческого существования не раз доказывал (и кое-где все еще доказывает!), свою жизнеспособность.

Сюжет «Вторжения» построен на том, что с космическим челноком, разбившимся при приземлении, на Землю попадают некие вирусы, которые, проникая в организм человека, превращают его в зомби. Зомби в фильме читаются как мы с вами, но лишенные воли и эмоций. Зомбирование людей производит непонятно кто, хотя мы хорошо знаем, что в реальности этим вполне успешно занимаются средства массовой информации. Точнее, массового развлечения. Но, простите, отвлекся.

В картине главная героиня, разведенная с мужем психотерапевт (Николь Кидмен), начинает замечать странные симптомы у своих пациентов. Затем заражению подвергается ее бывший муж, ответственный работник правительственных служб. Превращение зараженного человека в зомби происходит во сне, поэтому самое главное – не спать! Когда героиню Кидмен саму заражают, фильм получает динамический временной стержень. Она борется со сном и с зомби одновременно.

Поскольку Хиршбигелю не дали сделать политический фильм, то всякого рода намеки на современную политическую жизнь быстро забываются, и фильм приобретает явные черты триллера. В этом качестве он смотрится неплохо. Но как жаль, что незаурядные таланты Кидмен и ее партнера по фильму Дэниэла Крейга выбрасываются на ветер!

Кидмен неплохо передает эмоции матери, которые ей предписаны сюжетом. По этому сюжету ее маленький сын является носителем иммунитета от зомбического вируса. И зомби, естественно хотят его поймать и убить. Так что линия матери-наседки, готовой убивать ради спасения ребенка, становится практически самой важной в картине. Но поскольку фильм был задуман как нечто другое, он распадается на две совершенно разные части: сначала это политическое предостережение (мол, это может случиться и здесь!), а потом – простенький боевик.

Хиршбигелю удалось (хоть и отчасти) задать фильму тон, который чуть-чуть приподнимает его над рядом конвейерных банальностей. Это скорее выражается в визуальном решении, ярком и тревожном одновременно. Мы, может быть, узнаем об истинных намерениях автора, если будет выпущена режиссерская версия монтажа картины на DVD, – но только если Хиршбигелю дали представить студии хотя бы черновой монтаж фильма.

Не обошлось в фильме и без русских. Наверное, как дань вежливости оригиналу. Правда, российский посол в фильме тоже погибает ужасной смертью, как и многие другие персонажи, перед этим разразившись долгими философскими сентенциями… Чистая достоевщина!

Я уж было испугался, что опять на русских повалят все беды мира, как это любят делать в Голливуде. Но Оливер Хиршбигель, снимавший часть «Бункера» в Санкт-Петербурге, относится к русским неплохо. Во всяком случае не хуже, чем к американцам. Каковых он делает зомби в больших количествах.

Но в одной сцене, где неведомо откуда взявший на вашингтонском вокзале русский парень, которого вяжут полицейские-зомби, чтобы его зомбировать, кричит по-русски: «Что вы делаете? Здесь вам не Германия!»

Эту киношутку никто не поймет, кроме знающих русский язык, но она, очевидно, важна для режиссера Хиршбигеля, знающего, чего стоил Германии (и России) тоталитаризм.

XS
SM
MD
LG