Линки доступности

Как быть с ракетами? Мнения экспертов


Россия приостановила участие в Договоре об обычных вооружениях в Европе и угрожает выйти из Договора о ракетах средней дальности. Чем объясняется нынешнее настроение Кремля?

Договор СНВ-1 обсуждался на протяжении 80-х годов, он был подписан президентом Джорджем Бушем-старшим и Михаилом Горбачевым в 1991-м и спустя три года вступил в силу. Это был первый договор, согласно которому США и Россия как правопреемница СССР фактически сокращали свои наступательные ядерные арсеналы. С каждой стороны был установлен равный лимит на боеголовки – 6000, а количество средств доставки (бомбардировщики, наземные ракеты, ракеты подводного базирования) понижалось до 1600. Но значение СНВ-1 этим не ограничилось.

«Договор СНВ-1 также предусматривал тщательно продуманный механизм контроля его выполнения, – замечает аналитик Дэрил Кимбалл. – По сей день каждая сторона позволяет другой проводить инспекции своих ракетных баз. Это укрепляет взаимное доверие, благодаря чему мы смогли пойти в смысле сокращений боеголовок намного дальше лимита в 6000 единиц».

В 2002 году США и Россия подписали в Москве новый договор о сокращении наступательных потенциалов. Вот что говорит о нем аналитик Майкл Леви: «Московский договор проще, чем СНВ-1. Да, он предусматривает дальнейшие сокращения числа боеголовок до 2000 единиц с каждой стороны, но, в отличие от своего предшественника, он не содержит всеобъемлющих мер контроля».

Срок действия СНВ-1 истекает в декабре 2009 года, и при желании сторон он может быть продлен. В настоящее время эту возможность обсуждают государственный секретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел Сергей Лавров.

«Автоматического продления еще на пять лет не произойдет, это точно, и пока трудно сказать, какой режим придет на смену СНВ», –говорит Стив Андресен – сотрудник аппарата Белого Дома при президенте Клинтоне.

Соединенные Штаты предпочли бы использовать в ракетной области недоговорный, неформальный режим. Россия же, по всей вероятности, стремится к формализации мер контроля и к более крупным сокращениям стратегических наступательных потенциалов. Так что вопрос в следующем: что произойдет с механизмом контроля московского Договора по СНП, который был привязан к договору СНВ-1 по истечению срока действия последнего?

Но пока что Москва продолжает модернизировать свой стратегический арсенал; последнее испытание было произведено в конце мая. «Россия периодически проводит испытания ракет класса Тополь-М, оснащенной кассетной боевой частью, – указывает Дэрил Кимбалл. – При этом из боевого арсенала изымаются старые ракеты СС-18».

«В этих ракетных стрельбах нет ничего провокационного, – вторит ему Майкл Леви. – СНВ-1 ни в коей мере этого не запрещает и в принципе не должен запрещать».

Бушу и Путину вряд ли удастся продлить действие договора СНВ, но, по словам Дэрила Кимбалла, переговоры по этому вопросу все равно прекращать не следует: «Причина в том, что на сегодня США и Россия имеют около четырех тысяч ядерных боеголовок, то есть примерно столько же, сколько в период «холодной войны», когда стороны мыслили в неактуальных ныне категориях гарантированного взаимного уничтожения».

Так что если действие СНВ и не будет продлено, эксперты считают, что Бушу и Путину имеет смысл сблизить свои позиции и завещать достигнутые договоренности следующему поколению лидеров.

XS
SM
MD
LG