Линки доступности

Новости Голливуда: кино и немцы


Меня иногда спрашивают: возможно ли россиянину добиться успеха в Голливуде? На что я отвечаю: конечно, в принципе возможно, но пример такого успеха найти нелегко. Даже великий Сергей Эйзенштейн, прославившийся на весь мир своим «Броненосцем Потемкиным» и свободно владевший английским, уехал из Голливуда несолоно хлебавши с несколькими написанными здесь, но не поставленными сценариями и украденным у него незаконченным фильмом «Вива Мексика!».

Из более недавнего времени на память приходит Андрей Кончаловский, тоже немало натерпевшийся в Голливуде, но все же поставивший несколько картин голливудского мейнстрима, в том числе блокбастер «Поезд-беглец». В какой-то мере приблизился к этой категории номинант на «Оскар» за «Кавказского пленника» Сергей Бодров-старший, но назвать его голливудским режиссером в традиционном понимании было бы не вполне правильно. Что ничуть не умаляет его таланта.

Могу еще сообщить, что Тимур Бекмамбетов, побивший рекорды кассы в России своими «Ночным дозором» и «Дневным дозором», сейчас ставит в Голливуде триллер «Разыскивается» с Джеймсом Макэвоем и Морганом Фримэном в главных ролях и, как сообщают, готовит англоязычную версию «Дозора».

Короче, мы говорим об отдельных случаях, а не о сколько-нибудь выраженной тенденции освоения русскими Голливуда.

Зато можно смело говорить о некоем феномене немецкого присутствия в Голливуде. Немцы (или «немецкоязычные») в Голливуде не новость: вспомним Марлен Дитрих, Билли Уайлдера, получившего шесть «Оскаров» и в общей сложности 47 номинаций, или Джозефа фон Штернберга с его двумя номинациями на «Оскар». С 80-х годов прошлого века в Голливуде с большим успехом работает Вольфганг Петерсен, дважды номинированный на «Оскар» и поставивший, среди многого прочего, блокбастеры «Самолет президента» и «Троя».

Но сейчас мы имеем дело буквально с «немецким вторжением», или, если угодно, новой волной немецких талантов, приливающей к голливудским берегам. Самым видным из них в творческом (и физическом) смысле является режиссер, правильное произношение длинной фамилии которого стало ходячей игрой в нашей семье: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, чей германский фильм-дебют «Жизнь других» стал международной сенсацией и получил «Оскар» как лучший фильм года на иностранном языке.

Флориан – мужчина двухметрового роста. Он абсолютно свободно, без акцента говорит по-английски и очень прилично по-русски (после окончания школы отправился в Петербург, чтобы выучить русский и читать любимых им русских классиков в оригинале). Русский в Голливуде ему, конечно, не нужен, а вот свободное владение английским, которое отличает всех немцев, пробующих себя в Голливуде, – абсолютная необходимость и второе (после таланта, конечно) условие успеха. Знание русской классики – тоже неплохой творческий капитал.

Фон Доннерсмарк вскоре после получения «Оскара» подписал контракт с SAA, крупнейшим агентством в Голливуде, и уже продал права на римейк «Жизни других» кинокомпании Weinstein. Его режиссерский проект в Голливуде пока не объявлен, но это дело ближайшего будущего.

Зато уже работают над разными стадиями своих голливудских картин сразу несколько немецких режиссеров поколения Доннерсмарка. Оливер Хиршбигель, автор номинированного на «Оскар» фильма о последних днях Гитлера «Бункер», на студии Warner Brothers завершил съемки картины «Вторжение» с лауреаткой «Оскара» Николь Кидмен и «новым Бондом» Дэниэлом Крейгом в главных ролях и уже подписал контракт на постановку фильма «Школа» для студии Universal.

Роберт Швентке, чей американский дебют «Иллюзия полета» с Джоди Фостер собрал только в Америке 90 миллионов долларов, заканчивает монтаж картины «Жена путешественника во времени»для студии New Line Cinema.

Меннан Япо дебютировал в США супернатуральным триллером «Предчувствие» с Сандрой Буллок (кстати, немкой по матери) в главной роли. Картина собрала в первый уикенд после выпуска 18 миллионов долларов и на сегодняшний день перевалила в американском прокате за 50 миллионов долларов сборов.

Кристиан Альварт («Антитела») завершает съемки на студии Paramount фильма «Дело 39» с лауреаткой «Оскара» Рене Зеллвегер. Выпуск картины в феврале 2008 года.

Марко Кройцпайнтер успешно представил на фестивале в Сандэнсе свою первую американскую кинодраму «Торговля» о международной торговле сексуальными рабынями. В главной роли лауреат «Оскара» Кевин Клайн. Картина выходит в широкий прокат в сентябре этого года.

Голливуд не чужд привлечению к постановке художественных фильмов режиссеров, набивших руку на создании видеоклипов. Два немецких мастера этого жанра также нашли дорогу в Голливуд. Маркус Ниспель снял успешный римейк классической страшилки «Техасская резня бензопилой», и сейчас cтудия Universal выпускает его экранизацию популярной компьютерной игры «Алиса» c Cарой Мишелль Геллар в главной роли. Мартин Вайц снял для студии XX Century Fox сиквел хоррора «У холмов есть глаза-2».

Что же делает столь заметным немецкое присутствие в Голливуде? Я уже упомянул такой важный фактор, как свободное владение английским, типичное для практически любого выпускника средней школы в Германии. Кроме того, все эти относительно молодые люди выросли на любви к голливудскому кино, которое, как и везде в мире, доминирует в германском кинопрокате и на телевидении.

Немцы, похоже, быстрее и легче других овладевают визуальным и повествовательным стилем, типичным для Голливуда. Не буду вдаваться в теорию, но есть нечто такое, что отличает голливудские фильмы от всех остальных. Я не говорю, что они обязательно лучше русских или французских картин, но в особости и некоей усредненной универсальности им не откажешь – отсюда и всемирное доминирование Голливуда.

Я бы назвал еще один фактор успеха немцев в Голливуде, который почему-то не никогда не обсуждают мои американские коллеги: это сходство национальной психологии. До 25% американцев имеют немецкие корни. Доминантной в американской культуре – пока, во всяком случае – является англосаксонская традиция. А Саксония, как известно, – одна из федеральных земель Германии.

XS
SM
MD
LG