Линки доступности

Новые демагоги – старая опасность


Гарвардский историк Ниэл Фергюсон готовит книгу, в которой призывает американскую общественность и политиков обратить серьезное внимание на ситуацию, которую эксплуатирует новая когорта демагогов.

Классический греческий термин «демагог» переводится как «защитник народа», но лица, рядившиеся в эту тогу, вызывали подозрения уже в древние времена. История учит, что первой жертвой демагогии становится личная свобода, которую приносят в жертву изничтожения врагов – внешних и внутренних. Достаточно вспомнить Французскую революцию, в которой оставили свой след «друг народа» Марат, издатель одноименной газеты, пламенный Дантон и максималист Робеспьер.

Верно и то, отмечает Фергюсон, что не всякая революция выталкивает на поверхность демагогов. Американская революция обязана своим успехом правоведам, а не ораторам.

В последнюю треть XIX века, когда субъектом истории стал избиратель, на сцену вышла новая поросль демагогов – не трибунов революции, а мастеров манипулирования чувствами электората. Правые и левые обнаружили, что лучшим способом мобилизации масс является возложение вины за экономические тяготы на «врагов народа», указывает Фергюсон.

В Австрии после биржевого краха 1873 года мэр Вены Люгер учредил «Антисемитскую партию» и призвал бюргеров бороться с «еврейским засильем». В России большевики метали громы и молнии против царизма и капитализма. Объект ненависти не имел значения. Целью был успех, заключавшийся в приходе или захвате власти.

Неудивительно, продолжает гарвардский профессор, что годы между мировыми войнами стали временем расцвета демагогии. Гитлер, Муссолини и бесчисленные фюреры в Центральной и Восточной Европе использовали демагогию как средство обработки масс и их подготовки к полному подчинению.

Сейчас, указывает гарвардский исследователь, авансцену мировой демагогии заняли политики калибра президента Венесуэлы Уго Чавеса, главы Ирана Махмуда Ахмадинежада, руководителя Боливии Эво Моралеса. Ситуация во многих странах Латинской Америки и Ближнего Востока напоминает ту, что сложилась в Европе после Первой мировой войны. Разрыв между доходами, потеря привычных источников заработка, глобализация и ряд других факторов привлекают к демагогам широкие слои населения.

Заместитель Моралеса, вице-президент Линера призвал боливийских индейцев защищать «народное добро от иностранных хищников руками, зубами и маузером». Подобная риторика вызывает у американцев снисходительную улыбку. Но это ошибка. Если учесть, что Чавес и Ахмадижад контролируют от 6% до 11% разведанных запасов нефти, следует отнестись к новым демагогам более внимательно. Тем более, что цена в 60 долларов за баррель гарантирует финансирование Соединенными Штатами бредовых идей демагогов.

Не надо быть историком, чтобы увидеть: сотрясение воздуха в сочетании с нефтедолларами могут составить взрывчатую смесь, заканчивает Ниэл Фергюсон.

XS
SM
MD
LG