Линки доступности

Косово остается яблоком раздора


Формально, край Косово, население которого на 90% составляют албанцы, все еще является провинцией Сербии. Но с 1999 года, когда силы НАТО изгнали оттуда войска Слободана Милошевича, край находится под управлением ООН и НАТО. Недавний план, представленный спецпосланником ООН Мартти Ахтисаари, предусматривает предоставление Косово независимого статуса под международным надзором. Косовские албанцы приняли план, хотя и с оговорками. Сербия безоговорочно отвергла его. По словам сербских руководителей, Косово был и будет частью Сербии.

Вашингтон и Москва так же придерживаются противоположных взглядов на план решения косовской проблемы. США выступают за независимость края, тогда как Россия возражает и угрожает применить свое право вето при голосовании в Совете безопасности ООН.

На состоявшейся недавно встрече в Кенненбанкпорте президентов Буша и Путина косовская тема фигурировала в обмене мнениями, но никаких прорывов в этом вопросе объявлено не было. Советник президента по национальной безопасности Стивен Хэдли сообщил журналистам, что дипломаты обеих стран продолжат работу над этой проблемой.

По словам профессора Колумбийского университета Роберта Легволда, расхождения между Москвой и Вашингтоном глубоки и существенны:

«Русские искренне настроены против предоставления Косово независимости. Американцы же, по-моему, рассуждают так: нравится нам или нет, но если не дать косоварам независимость, они провозгласят ее сами, и тогда мы полностью утратим контроль над ситуацией. Как мне представляется, на сегодняшний день русские полны решимости не допустить решения, на которое не согласились бы сербы. Москва хочет компромисса, но я не вижу никаких оснований полагать, что компромисс здесь возможен. Поэтому, русские, по-моему, готовы применить вето, если дело дойдет до голосования в Совбезе».

Легволд подчеркивает, что российское вето будет иметь опасные последствия для всего региона. С этим мнением согласен профессор Принстонского университета Джейсон Лайэлл:

«Если Россия наложит вето, а Косово в одностороннем порядке провозгласит независимость, США, скорее всего, признают новый статус края, но Европейский союз в этом вопросе расколется. Тогда возникнет серьезная дипломатическая проблема, и нельзя исключить, что она приведет к новой вспышке насилия в крае»

Лайэлл указывает, что российская позиция продиктована не только традиционными историческими узами с Сербией. По его словам, Москва опасается создания в мировой политической практике далеко идущего юридического прецедента:

«Если Косово станет независимым, возникнет правовой прецедент для иностранного вмешательства в дела других стран в оправдание и легализацию сепаратистских движений. Россия смотрит на Косово через призму Чечни и других южных республик. Такого юридического прецедента никто не хочет. Удастся Западу уладить этот вопрос с Россией? Не знаю. По большому счету, это не только сербская проблема. В сущности, речь идет о новой ситуации в международном правом поле, а это – большое яблоко раздора».

Правительства многих стран внимательно следят за ситуацией в Косово, надеясь, что она не подхлестнет сепаратистские тенденции в регионе.

XS
SM
MD
LG