Линки доступности

«Как бы ни развивались события, Эстония и США всегда смогут их обсуждать по-дружески»


На этой неделе состоялся официальный визит в США президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. После встречи в Белом Доме с президентом Бушем, представителями его администрации и с членами Конгресса США президент Ильвес выразил удовлетворение результатами своего визита. Перед отъездом из Вашингтона он дал эксклюзивное интервью Русской службе «Голоса Америки».

Инна Дубинская: Эстония – это убедительный пример того, как свобода трансформировала страны Центральной и Восточной Европы, принесла безопасность и процветание народам региона. Однако кое-кто считает, что членство Эстонии в Европейском Союзе и в НАТО усложняет отношения между западными союзниками и Россией и может привести к новой «холодной войне». Что вы думаете по этому поводу?

Тоомас Ильвес: Мы и есть западные союзники, а потому я не понимаю, как это может усложнить наши отношения. А те, кто это говорят, считают, что в Восточной Европе не должно быть таких же прав и свобод, как в Западной Европе. Думаю, что это ложный аргумент. Тот факт, что Россия порой ведет себя с новыми независимыми странами как со своими бывшими республиками, абсолютно не может быть подтверждением того, что наше членство в названных международных структурах что-то усложняет. Евросоюз и НАТО – это организации, открытые для всех стран Европы, избравших демократию, свободу слова, свободу прессы, власть закона, свободные и справедливые выборы. Все это не может рассматриваться как усложняющий фактор.

И.Д.: Каковы последствия реакции России на решение Эстонии перенести бронзовый советский памятник советскому солдату из центра Таллинна на военное кладбище?

Т.И.: Посмотрим, какие будут последствия… учитывая то, что до сих пор четыре или пять памятников были уничтожены в России, а не в Эстонии. Мы перенесли памятник в общественных интересах. Думаю, что последствия в первую очередь касаются свободы слова и свободы прессы в России, где мне известен по крайней мере один факт уничтожения захоронения в Химках, а также то, что в Москве журналисту, которого пригласили на обсуждение этого вопроса, было сказано, что если он не хочет потерять работу, то путь лучше не упоминает Химки во время передачи.

Что касается более масштабных последствий, то их предсказать трудно. Может, их вообще не будет, если судить по опыту других стран, у которых были сложности в отношениях со своим соседом на Востоке или на Севере. У меня возникает ассоциация с Уинстоном Смитом, который (в знаменитом романе Орвелла «1984-й») исправно орал на все и вся, кого и что в тот момент ненавидели: на этой неделе – на Океанию, а на прошлой неделе врагом была Юго-Восточная Азия. Год назад все шишки сыпались на Латвию. Полгода назад российские власти собирали списки детей с грузинскими именами и депортировали сотни людей в Грузию. Все это забыто. Настал черед Эстонии. Может быть, осенью это будет кто-то другой, а потому я не знаю, какими могут быть долгосрочные последствия. Может, их вообще не будет, и об Эстонии просто забудут, как Латвию и Грузию.

И.Д.: Эстония вносит важный вклад в обеспечение безопасности и развития Афганистана и в то, чтобы Ирак стал свободной страной. Что взамен ожидает ваша страна от своих союзников в НАТО и, в частности, от Соединенных Штатов?

Т.И.: Мы не рассматриваем это на коммерческой основе: мы – вам, а вы – нам. Одна из главных причин присутствия Эстонии в Ираке и в Афганистане заключается в том, что мы очень рассчитываем на поддержку Запада в случае необходимости. Сейчас как члены НАТО мы понимаем, что НАТО во многих отношениях – это организация, которая основана на принципе поддержки демократии всеми ее членами, а значит, если мы хотим, чтобы нам помогли в трудной ситуации, мы обязаны помогать другим, когда им нужна помощь, – и в Ираке, и в Афганистане. Мы там присутствуем, потому что считаем, что это правильно.

И.Д.: Недавно Эстония подверглась серии кибератак. Эта угроза делает нас всех уязвимыми. После вашей встречи с президентом Бушем в Белом Доме он сказал, что вы поделились с ним рядом идей, «включая участие в решении этой проблемы Центра НАТО в Эстонии». Не могли бы рассказать, как вы себе это представляете?

Т.И.: Полагаю, что в этом будут участвовать люди, которые намного лучше понимают суть проблемы. Однако я хочу отметить, что в вопросе внедрения компьютерных технологий Эстония, как многим известно, одна из наиболее продвинутых стран в Европе. У нас работает программа «Электронное правительство», 97% процентов банковских операций осуществляются в режиме онлайн, а потому мы более уязвимы. Вместе с тем у нас намного больше опыта. Центр НАТО не просто занимается разработкой технических решений для защиты от кибератак, что очень важно. Важно также, что у нас есть технический опыт.

Кроме того, опыт недавних кибератак включал юридические вопросы, связанные с международным правом. Для защиты от нападений в киберпространстве необходимы не только совершенные информационные технологии и технические решения, но и правовые рамки, которые позволят привлечь к ответственности виновных в таких преступлениях. Сегодня очевидно, что международное законодательство в этом плане очень слабое. В отдельных странах есть такие законы. Очень хорошие законы в США. Великобритания, Франция и Эстония – лишь немногие из европейских стран, где существует правовое регулирование в этой сфере. Однако я считаю, что в НАТО и в ЕС нам следует двигаться дальше в создании правовых рамок, которые позволят нам обеспечить кибербезопасность в будущем.

И.Д.: Г-н президент, вы также обсуждали с президентом Бушем вопрос о визах. Президент и Конгресс поддерживают идею модернизации визовой программы, которая откроет границу для граждан Эстонии и других стран Евросоюза. Говорил ли президент о том, как планируется преодолеть препятствия на пути этого предложения, возникшие в связи с тем, что оно включено в другой законопроект, который вызывает много возражений у членов Конгресса? Будет ли этот вопрос решен в ближайшем будущем?

Т.И.: Зависит от того, как вы определяете ближайшее будущее. Это ведь касается не только эстонцев. По целому ряду причин мы оказались среди членов НАТО, которые с риском для жизни активно вовлечены в боевые операции плечом к плечу с США. Сложилась нелепая ситуация, когда гражданам этих стран требуется виза для въезда в США. В то же время страны, которые вообще не поддерживают политику США, пользуются безвизовым режимом. Думаю, что не только эстонцы, но и поляки, и словаки, находят это странным. Полагаю, что так же считает и администрация США. Изменение этой ситуации зависит от Конгресса США, где мы, по большей части, находим понимание.

Однако изменения в этом законе включены в гораздо более широкий законопроект, а потому на этом пути могут возникнуть трудности. Например, может быть наложено вето на законопроект, связанный с безопасностью после 11 сентября 2001 года, а значит, не будут приняты и включенные в него отдельные положения, в которых мы заинтересованы. Так что, может быть, это произойдет не так скоро, как хотелось бы.

Однако мне очень приятно видеть и слышать во время моего визита, что практически все согласны в том, что нынешняя ситуация не отвечает ничьим интересам – ни интересам стран, которые помогают в Ираке и Афганистане, ни интересам США. Америке хорошо известно, что не в ее интересах ограничительная политика по отношению к лояльным союзникам и политика открытых дверей по отношению к странам, которые отнюдь не ведут себя как союзники.

И.Д.: В этом году отмечается 85-летие дипломатических отношений между США и странами Балтии. Ваш прогноз на будущее?

Т.И.: Будет примерно так же, как сейчас, мало что изменится. У нас нет трудностей. Мы совместно работаем над решением проблем. Наши взгляды в настоящее время сходятся. Может быть в будущем у нас будут разные точки зрения, поскольку одна страна большая, а другая маленькая. Однако, несмотря на это, у нас много общего, и мы уверены, что как бы ни развивались события, мы сможем их обсуждать по-дружески.

XS
SM
MD
LG