Линки доступности

Мусульманское большинство в России?


По оценкам ООН, население России, на сегодняшний день составляющее около 140 миллионов человек, к 2050 году может сократиться на треть. По мнению многих экспертов, уменьшение рождаемости среди славянского населения в сочетании со значительным увеличением мусульманского населения может привести к тому, что к середине века мусульмане будут составлять в Российской Федерации большинство.

Пол Гобл, профессор Тартусского университета и автор выходящей из печати книги об исламе в России, указывает на серьезные демографические перемены, происшедшие в последнее десятилетие: «В Москве больше мусульман, чем в Париже. Их в российской столице примерно от двух с половиной до трех миллионов. Вторая по численности этническая группа в Москве – азербайджанцы, их около миллиона. В Санкт-Петербурге мусульман - от миллиона до миллиона с четвертью. Мусульмане селятся там, где о них раньше не слышали, – в Карелии, на Камчатке и Сахалине».

Изменения в структуре населения отчасти связаны с очень высокой смертностью среди мужчин славянского происхождения в возрасте 18-55 лет, продолжает Гобл: «Русские мужчины умирают в расцвете лет, как будто сейчас военное время. Показатели смертности от алкоголизма, болезней и несчастных случаев на производстве резко подскочили. Это приводит к тому, что в России численность русских ежегодно сокращается более, чем на миллион. Единственная возможность для властей изобразить более утешительную демографическую картину – это зачислить в итоговую сумму мусульман, численность которых в России стремительно растет».

В России мусульмане сосредоточены в двух регионах – в Поволжье и на Северном Кавказе. Как отмечают многие специалисты, поволжские мусульмане жили в России веками и в целом весьма умеренны в своей религиозности. Но на Северном Кавказе ситуация иная, особенно в Чечне. Чеченцы, которые веками сопротивлялись владычеству России, исповедуют сейчас воинственную версию ислама.

Кроме того, отмечает сотрудник Гудзоновского института Дэвид Саттер, в отношениях между русскими и мусульманами растет напряженность: «В России выросло новое поколение, которое не помнит советских времен, когда все считались жителями общей страны. Поэтому к переселенцам из Средней Азии в российских городах относятся как к чужакам. Они нередко становятся объектами нападений, особенно в Петербурге, Воронеже и Москве».

Другие исследователи указывают, что православные русские и представители других национальностей, не исповедующие ислам, подвергаются притеснениям в регионах, где мусульмане составляют большинство. Говорит сотрудник Московского центра Карнеги Михаил Делягин:

«В ряде российских регионов имели место этнические чистки. А в некоторых они продолжаются и сейчас. Немусульман изгоняют из этих мест. Данную тенденцию можно остановить, но для этого понадобятся усилия со стороны властей. В первую очередь, надлежит усилить экономическое развитие регионов, что облегчит интеграцию».

Иного мнения придерживается профессор университета имени Джорджа Вашингтона Питер Реддауэй. Он считает, что правительство РФ инициирует кампанию по подавлению ислама принятием законов о защите православия. Кроме того, оно сквозь пальцы смотрит на деятельность организаций, выступающих против мигрантов: «В последние годы правительство Путина пытается утвердить националистическую идеологию. Власти все терпимей относятся к ультранационалистическим и ксенофобским организациям. До сих пор отчуждение между российскими мусульманами и российским правительством ограничивалось, в основном, Северокавказским регионом, и на протяжении 13 лет было связано с войной в Чечне. Однако сейчас это отчуждение распространяется на другие районы России, населенные мусульманами».

Со своей стороны, радикальные мусульмане как внутри, так и за пределами России внимательно следят за действиями Кремля, отмечает Реддауэй: «Весьма ошибочно предполагать, что Россия будет сохранять определенную степень неуязвимости перед лицом исламского фундаментализма. Исламские радикалы все чаще обращают свой взор на Россию. Им не безразлично то, что случилось в Чечне. По-моему, в дальнейшем они будут все более пристально присматриваться к России».

Демографические сдвиги в России могут иметь далеко идущие последствия и представить серьезный вызов для Запада. Пол Гобл полагает, что когда мусульмане станут в России большинством, исламские радикалы там превратятся в серьезную политическую силу:

«С моей точки зрения, крайне важно то, как российские мусульмане оценивают наши действия, а также действия русских, пока сохраняющих за собой большинство в cтране. На Западе много говорят о стремлении мусульманских экстремистов получить в свои руки ядерное оружие. Когда мусульмане станут большинством в России, они получат сразу много ядерных бомб. И если это не вызывает ни у кого опасений, то зря. От того, как мы поставим себя по отношению к данной группе населения сейчас, на многие годы определит то, как они будут относиться к нам».

Гобл и многие другие специалисты считают, что Западу следует поощрять проведение Кремлем политики интеграции мусульман в российское общество и добиваться полного уважение их прав, в том числе и на свободу вероисповедания. В противном же случае, по их мнению, Российской Федерации грозит политическая нестабильность.

XS
SM
MD
LG