Линки доступности

Реставрируется жемчужина архитектурного искусства в Коннектикуте


Йельский университет в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, по праву пользуется репутацией одного из ведущих высших учебных заведений и научных центров мира. Снискал он известность и красотой своего кампуса, на котором мирно уживаются причудливая неоготическая архитектура и шедевры современного зодчества. К последним относится художественная галерея, спроектированная американским архитектором эстонского происхождения Луи Каном. Кан умер в 1974 году, но его популярность продолжает расти. Галерея, построенная в 1953 году, была его первым крупным проектом.

«Архитектурная и технологическая новизна проекта разительно отличала его от других университетских зданий, – говорит директор галереи Джок Рейнолдс. – Это было первое современное здание в Нью-Хейвене, не имевшее ничего общего с йельским стилем. Необычность проекта проявилась во всем: в нем впервые использовались светильники с изменяемым направлением освещения, куртины, окна с двойными рамами, тетраэдрический потолок из литого бетона».

В экспозиции галереи – знаменитые произведения западного искусства, включая полотна Мане и Ван Гога, керамика и картины из Азии, крупная коллекция африканского искусства, включающая ритуальные статуэтки и маски. В течение многих лет в здании также находился архитектурный факультет университета. Среди его профессоров был и сам Луи Кан, совмещавший преподавательскую деятельность с созданием таких шедевров модернизма, как Музей искусств Кимбелла в Техасе, Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде, главное здание парламента в Бангладеш и еще один музей в Йельском университете, где собраны английские произведения искусства.

Однако с годами галерея ветшала, ее открытое пространство разбили на отдельные уголки и нарушили первозданный баланс. В 2004 году Джок Рейнолдс начал двухлетний ремонт, и сегодня галерея вновь предстает такой, какой ее создал Кан: «Он сумел выразить в крупных формах гармоническую теплоту и человечность, что в принципе не свойственно модернизму, и тем самым добился редкого единства массивности и хрупкости».

Луи Кан умер в 1974 году, однако его влияние до сих ощущается в работах современных архитекторов. В отличие от других модернистов, Кан избегал резких линий. Его здания источают духовность, подобно древним историческим памятникам. «Кана вдохновляли египетские пирамиды, зодчество древних греков и римлян», – говорит Рейнолдс.

Художественная галерея вновь открылась выставкой современной скульптуры под названием «Ответ Кану: разговор о скульптуре». На выставке представлены работы Александра Кальдера, Аннет Лемье, Дуэйна Хансена и Алисон Саар.

XS
SM
MD
LG