Линки доступности

«Этническое оружие – полная и абсолютная глупость»


С этой недели должен быть частично отменен недавний запрет на вывоз биообразцов человека за пределы России. Напомню, что вывоз за пределы России всех медицинских образцов человека - от волос до крови - был приостановлен 28 мая нынешнего года. Неожиданный запрет оказался с самого начала окутан тайной. Федеральная таможенная служба упорно отказывалась комментировать причины и источники решения. Отмалчивалось министерство здравоохранения и социального развития, невольно оговариваясь, что к этому решению причастны спецслужбы.

Все это породило массу слухов и растерянность в российском медицинском сообществе. Так, депутат Госдумы академик Российской академии медицинских наук Сергей Колесников открыто заявил, что ему непонятны мотивы запрета. Более того, по его мнению, для запрета был выбран наиболее неудачный момент - перед саммитом «Большой восьмерки», когда в отношениях между Россией и Западом и так хватало поводов для взаимного недоверия.

Добавляли неопределенности и некоторые пугающие рассуждения высокопоставленных российских чиновников. Например, министр здравоохранения Михаил Зурабов заметил, что не исключена возможность получения через волосы и ногти пациентов «избыточной информации» о человеке (включая место его проживания и характер работы). Дальше – больше: министр намекнул на возможность «создания генно-этнического оружия».
Подобные сенсационные заявления вызвали немало домыслов и в прессе, и в обществе. На страницах газет появились пространные статьи о том, что, дескать, Запад разрабатывает оружие пострашней «звездных войн». При помощи генной инженерии готовится геноцид российского и прежде всего - русского народа… В общем, все это удачно вписывалось в идею новых фобий российского общества.

Правда, следом появились научные опровержения, которые обычно читают меньше, чем сенсационные статьи в желтой прессе. Так, сотрудник Института молекулярной генетики РАН доктор биологических наук Петр Слонимский без обиняков заявил: «Этническое оружие, избирательно поражающее ту или иную этническую группу (славян, китайцев, японцев…) – полная и абсолютная глупость. Тот, кто вещает об этом, не знает современной молекулярной генетики человека».

Другие известные ученые также подтверждают, что один и тот же генетический вариант может быть найден у русских, корейцев или полинезийцев… В общем, рассуждения об «этническом оружии», тем более против такого многообразного этноса, как современные россияне, больше похожи на сюжет фантастического фильма…

Впрочем, если бы создание такого сверхоружия принципиально и было бы возможным, все необходимые биоматериалы можно было бы без особого труда получить за плату (или бесплатно) от миллионов этнических русских, проживающих сегодня во всех частях света.

Между тем угроза россиянам, связанная с перемещением через границу биообразцов, действительно существует. Но существует, мягко говоря, с другой стороны. По некоторым данным, в результате нынешнего запрета могут пострадать до 100 тысяч российских пациентов, которые так или иначе участвуют большом международном научно-медицинском процессе клинических испытаний новых лекарств в самых разных областях медицины. Это позволяет добровольным участникам испытаний получать самое современное и качественное лечение в лучших медицинских центрах страны.

Если говорить конкретнее, то только за один год путем удачных пересадок костного мозга российским врачам удается спасти около 100 человек. Сама трансплантация делается в России, а поиск донора может быть определен лишь с помощью европейского регистра. Такая совместная международная деятельность ведется уже полтора десятка лет. Однако до сих пор не существует единой системы вывоза биоматериалов в рамках лечения российских пациентов. Все разрешения на вывоз биобразцов даются на основании Временного порядка о международном научном сотрудничестве.

В чем можно согласиться с руководителем Федеральной таможенной службы РФ Андреем Бельяниновым, так это в том, что под видом разрешенных биоматериалов из России сегодня вывозится все что угодно… В частности, осуществляются криминальные поставки в другие страны человеческих органов и тканей. А этому способствует неразвитость российской правовой системы, которая должна жестко контролировать перемещения всех биообразцов через границу. Но, повторюсь, контролировать, а не запрещать все и вся по неведомо откуда взявшемуся секретному предписанию. Конечно, делать это гораздо сложнее, чем бороться с мифическим генным оружием. Но делать-то все равно придется.

Вероятно, уже на этой неделе образцы крови и тканей для клинических исследований вновь будут разрешены к провозу через таможню. Как заявляет г-н Зурабов, будет создана специальная рабочая группа, которая разработает общий порядок вывоза биоматериалов человека. Наконец, в очередной раз на повестку дня ставится вопрос создания в России собственного банка данных органов для пересадки. Тогда, кстати, отпадет и необходимость перемещать через границу огромное количество биоматериалов. А, значит, будет легче искать криминальных торговцев человеческими органами.

Вот только делать все это желательно, не теряя здравого смысла, не политизируя научный и правовой процессы, а сосредоточившись на реальных, не мнимых угрозах, которые так легко вписываются в привычный образ врага.

XS
SM
MD
LG