Линки доступности

Новости Голливуда: «Сильное сердце»


«Сильное сердце» (A Mighty Heart) – документальный фильм, маскирующийся под художественный. Его режиссер британец Майкл Уинтерботтом, известный своим антиамериканизмом, ведет себя здесь более осторожно, чем в своей ложной до предела картине «Дорога на Гуантанамо». В ней автор, основываясь на реальной истории трех молодых мусульман из Великобритании, «случайно» оказавшихся в Афганистане уже после начала войны против «Талибана», захваченных американскими войсками и отправленных в лагерь Гуантанамо на Кубе, выдвигал суровые обвинения Америке. Эти обвинения не вызывали особого доверия уже хотя бы потому, что сцены в Гуантанамо были сняты в... Иране, с согласия, если не при поддержке местных властей.

Поскольку фильм «Сильное сердце» рассказывает историю похищения и зверского убийства американского журналиста Дэниэла Перла в январе 2002 года, когда шеф Южноазиатского бюро газеты Wall Street Journal готовил материал о террористе-неудачнике Ричарде Риде, Уинтерботтом умерил свой экстремальный антиамериканизм, хотя, конечно, и здесь не раз упоминается Гуантанамо – видимо, как противовес антигуманизму похитителей журналиста Перла.

Сценарий «Сильного сердца» написал Джон Орлов по книге Мариан Перл, вдовы несчастной жертвы террора. Она тоже по профессии журналист и была в Карачи с мужем, когда он не вернулся со встречи с неизвестными лицами, на которых его вывели его пакистанские «контакты».

При всей симпатии к погибшему естественно задать вопрос: зачем ему все это было нужно? Ни одного журналиста американское издание не пошлет насильно в горячую точку. В места конфликта отправляются только добровольцы. А Перл даже взял с собой беременную на шестом месяце жену.

В своей книге Мариан Перл так объясняет мотивы мужа: «В своей работе Дэнни пытался избегать догм и альянсов. Он не представлял страну или флаг, просто стремился к правде. Он находился там, чтобы заставить людей посмотреть на себя в зеркало. Что может быть лучше, чтобы уважать человечество?».

Мариан имеет право на любую интерпретацию мотивов своего мужа и последовавших за его похищением событий, являющихся основой фильма. Я, признаюсь, книгу не читал и воспринимаю фильм как отдельное явление. И в качестве такового оно меня наводит на некоторые мысли.

В частности, Уинтерботтом настойчиво проводит мысль о том, что терроризм есть порождение нищеты угнетенных масс. Визуальный ряд фильма, изобилующего действительно документальной съемкой убогого человеческого муравейника, каким представляет нам Карачи автор, не оставляет сомнения, какая метафора доминирует. Мол, бедность плюс угнетение со стороны купленных американцами местных марионеток делает религиозно-политический экстремизм неизбежным.

При этом Уинтерботтом забывает, что исполнители ужасающего акта терроризма 11 сентября 2001 года были выходцами из среднего класса. Я уже не говорю о русских террористах XIX века, которые тоже не были бедняками.

Подозреваю, что сценарий Джона Орлова был написан более традиционно, чем он воспроизведен на экране. Режиссер настолько увлечен нарезкой картины на крайне короткие сцены, что зрителя не покидает ощущение, что все это было снято с более долгими диалогами и более длительным действием, а потом смонтировано в прыгающем ритме для придания большего динамизма всей истории.

В результате возникает ощущение, что талантливая актриса Анджелина Жоли (Мариан) просто плохо играет и не может передать эмоциональное состояние своей героини. Вполне возможно, что мужественный характер Мариан и надежда на освобождение мужа действительно позволили ей довольно долго сохранять внешнее спокойствие, но это больше подходит для книжного описания. Экран же требует очевидных эмоций, иначе как можно вызвать сострадание и идентификацию с героиней?

Она, кстати, в результате этого рубленого монтажа совершенно теряется в бесконечной череде рейдов пакистанской полиции. Типажно актеры, играющие полицейских, подходят для своих ролей, особенно индийский актер Ирфан Хан (Капитан). Но образы пакистанцев недостаточно индивидуализированы, как, впрочем, и образы Мариан и Дэнни (которого играет актер Дэн Футтерман). Отношения Мариан и Дэнни показаны в картине ретроспективно.

Впрочем, и они стали жертвой ножниц режиссера и его патологической приверженности псевдодокументализму, уходящему корнями в начало его карьеры, когда он снимал только документальное кино. А хотелось бы получше узнать жертву, чтобы симпатия к ней была более обоснованной и более глубокой. Но нет. Уинтерботтому не сидится на месте. Такое впечатление, что он не может задержаться на человеческом лице больше нескольких секунд.

Справедливость требует сказать, что второстепенные характеры разработаны вполне адекватно, и в их случае краткость пребывания на экране оправдана. Но всеобщее мельтешение особенно мешает лучше познакомиться с героиней и понять источники силы ее сердца.

Можно предположить, что режиссер хотел попридержать способную на эмоции Жоли на протяжении всего фильма, чтобы в одной из финальных сцен она разразилась страшным криком отчаяния. Это происходит, но отсутствие нарастания эмоций, протокольное воспроизведение событий без особой художественной фантазии лишает эту картину той важности, которую она могла бы приобрести, будь в ней побольше сердца.

XS
SM
MD
LG