Линки доступности

Новости Голливуда: «Пираты Карибского моря: На краю света»


Начало третьего (и, по идее, долженствующего быть завершающим) фильма трилогии «Пираты Карибского моря» с подзаголовком «На краю света» (Pirates of the Caribbean: At the World’s End) читается как обвинительный акт нынешней американской администрации, которая, по мнению авторов сценария Теда Эллиота и Терри Россио, стремится подавить все и всяческие свободы. Этот совершенно очевидный «хук слева» обставлен как расправа британской колониальной администрации с пиратами и сочувствующими им цивильными, вплоть до несовершеннолетнего мальчонки, которому палач должен подставить бочонок для того, чтобы несчастный мог влезть в петлю перед повешением.

Судя по симпатии, которую должно вызывать у зрителя дружное пение осужденными на смерть свободолюбивого псалма, пираты и иже с ними – точнее, дух свободы, символизируемый «Веселым Роджером» – последняя надежда человечества, все глубже увязающего в трясине глобализации, представленной в фильме лордом Катлером Беккетом (Том Холландер) из Ист-Индской компании (читай: «Шеврон», «Оксидентал петролеум» и т.п.).

Действие фильма происходит в смутное время, когда век пиратов (читай: свободы) подходит к концу. Катлер поставил себе на службу грозу морей – «Летучего голландца» с его грозным и коварным капитаном, человеком-«даром моря» Дэви Джонсом (Билл Найи) и его командой бесстрашных и страшных человеко-моллюсков, человеко-акул и прочей человеко-морской живности. Привидений из первой серии вроде не замечено. И слава богу! Но «Летучий голландец» носится по морям, топя скромные пиратские корабли.

Как рекомендовал Маркс, чтобы победить капитализм и его высшую форму – глобализм, пролетариям следует объединиться. В данном случае лозунг звучит как «Пираты всех стран, соединяйтесь!». Хорошо знакомые нам по предыдущим двум сериям френчайза Уилл Тернер (Орландо Блум), Элизабет Суонн (Кира Найтли) и примкнувший к ним колоритный пиратский капитан Барбосса (Джеффри Раш) пускаются в опасное предприятие по созыву саммита ведущих пиратских капитанов – французов, испанцев, китайцев, арабов, негров. Русских среди высокого собрания нет, что не вполне понятно, учитывая растущее значение российского рынка для Голливуда. Зато китайцы играют в фильме важную роль – как и в торговом дефиците США.

Одним из главных героев первой половины фильма является пиратский капитан из Сингапура Сао Фенг (Чоу Юн-Фат), который сначала хочет завладеть и овладеть Элизабет, а потом, умирая после схватки с английской морской пехотой на службе британского же капитала, благородный в смерти китаец провозглашает Элизабет капитаном китайских и других пиратов, взваливая на нее бремя белого человека. Правда, с некоторой поправкой максимы Киплинга о том, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им не сойтись». Как тут не сойдешься при глобализации?!

Однако дух свободы не может быть полным без капитана Джека Воробья, которого в конце второй серии вроде бы проглотил гигантский спрут. Но Джека, снова томно играемого Джонни Деппом, так просто не съешь! Более того, как говорят в Одессе, хорошего человека не бывает слишком много. Так же, как они умножили пиратских капитанов, авторы размножили Джека Воробья методом компьютерного деления, и вместо одного мы получаем в третьей серии целое множество Джеков. В местах, куда его забросила волна или выплюнул подавившийся им спрут, нет даже воды, но, очевидно, там водится «травка», и Джек, галлюцинируя, находит компанию абсолютно себе подобных, с которой не расстается уже до конца фильма.

Поскольку Джек Воробей, по мнению режиссера Гора Вербински, является (а)моральным центром фильма и главной кассовой приманкой, постановщик вместе со сценаристами усилили его присутствие и даже приготовили Джеку прелестный background в виде появляющегося как deus ex machina пиратского капитана Тига, папаши Джека. Поскольку капитана Тига не сколько играет, сколько являет легендарный гитарист «Роллинг Стоунс» Кит Ричардс, с которого Депп и списал своего Джека, этим подчеркивается идея важности свободы, ибо Ричардса без всякого юмора часто называют «последним живым пиратом на Земле».

Его появление в фильме можно считать режиссерской шуткой, или началом новой сюжетной линии в случае продолжения серии. Но присутствие Ричардса в картине столь кратковременно, что пока не приходится всерьез об этом говорить.

Другое дело, стоит упомянуть, что, несмотря на продолжающуюся некоторую путаницу (или, если угодно, сложное переплетение) нескольких сюжетов, третья серия смотрится с большим интересом, чем вторая. Если первая привлекала своей относительной новизной в трактовке старой как мир пиратской темы, то вторая, по моему мнению, крутилась вокруг собственной нетвердой оси.

В третьем фильме, по крайней мере, отлично отработана динамика морских боев. Благодаря новым достижениям в области компьютерной графики и правдоподобным трюкам каскадеров в специальном водном резервуаре фильм в своих лучших частях смотрится как отменное морское приключение. Особенно хорошо поставлено сражение корабля наших героев с «Летучим голландцем», включая взаимный абордаж в условиях урагана на краю морского водоворота. Впечатляет и безжалостный расстрел британского корабля с обоих бортов двумя пиратскими кораблями.

Да, чуть не забыл... А как насчет любви? Поскольку к третьей серии капитан Джек Воробей четче осознает свою сексуальную дезориентацию и отказывается от поцелуя Элизабет, сказав, что одного (из предыдущих серий) ему достаточно, а китайский претендент убит, то метущейся между разными привязанностями Элизабет ничего не остается, как выбрать в суженные Уилла Тернера. Но тут есть нюанс.

Поскольку нельзя исключить возможность продолжения френчайза, авторы заставляют Уилла заплатить суровую цену за спасение отца, превращенного за пиратские грехи в обросшую ракушками часть корабля (не спрашивайте, смотрите!), Уилл теперь по закону моря должен 10 лет отбыть капитаном «Летучего голландца». Этого срока хватит еще примерно на пять серий. Тем более возможных, что Джека в финале никто не съел, и он отправляется на утлой ладье – типа той, на которой вплыл в первую серию – к следующему острову сокровищ. Там, «на краю света», в «сундуке мертвеца», вопреки «проклятью Черной жемчужины» лежит уже более двух миллиардов кассовых сборов. Но есть место для еще пары (миллиардов) долларов.

XS
SM
MD
LG