Николя Саркози официально стал новым президентом Франции. Его программа предусматривает реформирование экономики страны сообразно рыночным принципам и улучшение отношений с США. «Во что все выльется?» – задаются вопросом аналитики.
Саркози – это личность контрастов. С одной стороны, он намерен жестко бороться с преступностью и оздоровлять экономику Франции на основе англосаксонской модели. У него на родине есть много сторонников, но и много критиков, которые видят в нем авторитария, готового пожертвовать гражданскими свободами ради сиюминутной политической выгоды. «Он прошел в президенты как реформатор, – замечает профессор Джорджтаунского университета Роберт Либер. – Полагаю, что у него имеются определенные шансы преуспеть».
Николя Саркози – политик со стажем: он был министром финансов и шефом министерства внутренних дел при своем предшественнике Жаке Шираке. Новый президент Саркози хочет оживить экономику за счет дерегулирования рынка рабочей силы, что предполагает ослабление социальных гарантий. Он также хочет сократить подоходный налог, перекроить пенсионную систему и реформировать высшие учебные заведения Франции.
Как и Ширак, Саркози не желал втягивать Францию в войну в Ираке. В то же время он выступает за улучшение отношений с Америкой, и в своей победной речи после выборов прямо заявил, что Вашингтон может рассчитывать на дружбу с Францией.
Джордж Буш, со своей стороны, не скрывает разногласий с Саркози, как не скрывает и интереса к работе с ним. Профессор Либер полагает, что при Саркози взаимодействие Европы и Америки непременно улучшится: «Британия, Франция и Германия, разумеется, не будут замалчивать разногласий с Америкой, если таковые возникнут, но в то же время они будут всячески подчеркивать общность ценностей и интересов, которая намного перевешивает расхождения во взглядах по текущим проблемам».
У Саркози мать француженка, отец – эмигрант из Венгрии. Новый президент стоит за введение эмиграционных квот и преференций для квалифицированных работников. Что касается французских мусульман, то он будет стремиться улучшить отношения с ними и одновременно пытаться понизить криминогенность в мусульманских городских районах. «Интересно, – замечает профессор Либер, – сможет ли Саркози ослабить враждебное отношение мусульман к обществу, лучше интегрировать их и добиться соблюдения действующего эмиграционного законодательства».
Шансы Саркози на успех немало зависят от итогов предстоящих в июне выборов в парламент. На сегодня у его правоцентристской партии имеется солидное большинство в обеих палатах Национального собрания. И это большинство ему надо сохранить во имя торжества задуманных честолюбивых планов преобразований.