Не помню, в какой из читанных в детстве книжек — то ли в «Старой крепости» Беляева, то ли в «Юнармии» Мирошниченко (обе представляются мне теперь довольно отвратительными сочинениями) — изображалась борьба юных пролетариев с буржуазными бойскаутами. Смутно припоминаю, что дело происходило на Украине во время Гражданской войны, и плохие бойскауты, среди прочего, отличались от хороших пролетарских детей тем, что носили униформу с желто-голубыми («жовто-блакитными») нашивками.
В этом воспоминании удивляет меня вот что: как же быстро охватило скаутское движение весь мир! Ведь основано оно было британским полковником Робертом Баден-Пауэллом в 1908 году, и через какие-то десять лет бойскауты были даже на Украине, даже в время Гражданской войны.
И бойскауты, и герлскауты. Моя мама любила рассказывать, как году в 1920-м — 1921-м, в нищем местечке, где она росла, организовалась еврейская скаутская организация. Рассказывая, она напевала задорные сионистские песни про гордых Маккавеев, под которые они маршировали. И как-то естественно в ее рассказе совершался переход из скаутов-сионистов в юные пионеры: «Взвейтесь кострами, синие ночи!.. Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка…»
Да и не удивительно. Пионерская организация была тоже точно скопирована с бойскаутской, включая само название («пионер» и «скаут» в английском синонимы), шейные платки и девиз «Будь готов!» Так же, как большевистская так называемая «партия» была никакая не политическая партия, а копия церковной институции с заменой веры коммунистической идеологией, так и пионерская организация была по существу бойскаутской — с Лениным взамен почитаемого скаутами осторожно-внеконфессионального Бога.
Бойскаутская книга Баден-Пауэлла [Robert Baden-Powell Scouting for Boys, Oxford UP] переиздавалась за последние 99 лет, наверное, 99 раз. После десятков редактур в тексте накопилось так много изменений, что он стал существенно отличаться от первоначального. Издательство Оксфордского университета недавно переиздало оригинальное издание 1908 года как текст, сыгравший значительную роль в истории человечества.
Проект Баден-Пауэлла с самого начала был нацелен на большее, чем занятия школьников в свободное от школы время. Это был амбициозный проект физического и морального улучшения человечества, первоначально только его британской части. Баден-Пауэлл был британский офицер и, как многие британские офицеры, он был потрясен поражениями, которые потерпела империя в войне с какими-то южноафриканскими мужиками-бурами. Неудачная война на пороге XX столетия открыла англичанам глаза на далеко не блестящее состояние имперской армии. Сильный, храбрый, бодрый солдат империи — таких просто неоткуда было брать! В закопченных кварталах индустриальной Англии, Шотландии и Уэльса подрастало хилое, бронхитное, рахитичное поколение. Призывная статистика напоминала то, что сейчас происходит при призыве в российскую армию: только двое из каждых пяти рекрутов были физически годны для службы.
Баден-Пауэлл не был ни врачом, ни педагогом. Его предыдущая книга, которая принесла ему признание в определенных узких кругах, была посвящена охоте на кабана. Но прежде всего он был солдатом империи, и он взял на себя миссию вырастить новое поколение англичан, ребят, которые могут схватиться и с кабаном, и с буром.
Главная заслуга Баден-Пауэлла состоит в том, что, используя извечный мальчишеский интерес к игре в войну и приключениям, он сумел направить его не только на здоровый образ жизни, но и на нравственное воспитание. Товарищество, честность, добрые дела входили в правила увлекательной игры и во многих случаях действительно становились чертами характера.
Заряд альтруизма в проекте Баден-Пауэлла был настолько силен, что при определенных исторических обстоятельствах смог пробить бюрократическую закостенелость такой пародии на бойскаутскую организацию, как советская пионерия. Я имею в виду, конечно, тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны. Ведь то, что делали, подражая Тимуру и его команде, тысячи советских детей, — помощь старикам, вдовам, сиротам, больным, — всегда составляло основу скаутизма.
Впрочем, в послевоенные годы с этой самодеятельностью было покончено. Главным в пионерской организации стало воспитание юного поколения в правилах иерархического советского общества. Дети усваивали, что для того, чтобы получить одну нашивку звеньевого, надо беспрекословно делать, чего велят, а за две нашивки председателя совета отряда еще и научиться отдавать рапорт ненатуральным звонким голосом.
В первом издании скаутского справочника Баден-Пауэлл давал много медицинских советов. В частности, в духе того времени он всячески предостерегал мальчишек о пагубе онанизма, который расслабляет и, в конечном счете, делает грешника идиотом. Современная медицина над этими страстями посмеивается, но я на днях видел по телевизору, как в сегодняшней России какие-то немолодые дядечки на Красной площади в Москве повязывали детям красные галстуки — принимали в пионеры.
Вид дядечек заставлял думать, что, может быть, опасения Баден-Пауэлла были не напрасны.