Линки доступности

Судьба залива под вопросом


Протяженность береговой линии Чесапикского залива на Атлантическом побержье США составляет 19 тысяч километров. Залив находится в границах шести штатов. В него впадает более тысячи рек и ручьев, а его дарами пользуется миллионы людей. Его влияние на экономику и окружающую среду – огромно. Сегодня, однако, экосистема залива Чесапик оказалась на пороге разрушения, и проект ее сохранения является одним из наиболее амбициозных в истории Америки.

Красоты Чесапикского залива не подлежат сомнение и вызывают желание поселиться на его берегах. В этом и кроется проблема. В регионе залива сегодня проживают несколько миллионов человек, что, безусловно, оказывает влияние на его экологию. Человеческая деятельность десятилетиями сказывалась на водном бассейне. В него сбрасывали все - от химических удобрений, содержащих азот и фосфор, до промышленных отходов.

Бил Матушески вот уже 40 лет наблюдает за экологической деградацией Чесапика. Он начал как энтузиаст, а сейчас является сотрудником частной экологической ассоциации. По его мнению, самым губительным фактором для биологических систем залива были и остаются сельскохозяйственные стоки: «На их долю приходится свыше 60% питательных веществ, попадавших в акваторию»

Бенджамин Гранблес из федерального Агентства по охране окружающей среды согласен с этим выводом: «Да, наибольший вред Чесапикскому заливу наносят именно питательные вещества. Сами по себе они вещь нужная, обеспечивая плодородие почв прибрежных зон, но чрезмерное количество их попадания в воду провоцирует бурный рост водорослей, забирающих кислород и отравляющих воду своим разложением».

Наибольшее количество питательных веществ содержится в натуральных и минеральных удобрениях, рассыпаемых на полях. Но их избыточные дозы попадают также в грунтовые воды из отстойников, установленных в сельской местности. Как отмечает Матушески, до недавнего времени на очистных станциях питьевую воду очищали от токсинов и бактерий, но не от азота и фосфора, потому что не считали их опасными для здоровья:

«До сих пор в Америке, да и во всем мире, во многих городах действуют канализационные системы, установленные 100-150 лет назад. В Вашингтоне во время сильных дождей сточные воды поднимаются на поверхность из люков, и ветер гонит их в реку Анакостия, которая впадает в залив, и нечистоты разносятся по всему бассейну».

Анакостию справедливо называют «мертвой рекой». Она давно превратилась в городскую свалку, продолжает Матушески: «В результате отравлена вся река. Рыбу из Анакостии есть нельзя. Промышленные сбросы в нее давно уже не производят, производственных объектов возле Анакостии нет, но мы имеем дело с тем, что специалисты называют «донными осадками».

Долгое время Чесапикский залив слыл неиссякающим источником устриц, крабов и рыбы. По сути, он был основой многомиллионной индустрии. Но за длительную эксплуатацию и загрязнение водных ресурсов приходиться расплачиваться. Сейчас прежние уловы служат легендой, вздыхает Матушески: «В хороший год здешняя акватория давала половину промысла голубых крабов в США и 90% промысла полосатого окуня».

Стоимость очистки Чесапикского залива оценивается в 28 млрд. долларов. Но план полного восстановления биосистемы залива к 2010 году внушает опасения, говорит Бенджамин Гранблес: «Мы достигли определенного прогресса, но каждый год в этом регионе появляется не менее 150 тысяч новых жителей. А это означает больше жилых районов, больше дорог и больше машин».

По мнению Матушески, происходящее с Чесапикским заливом может служить моделью того, что ожидает все водоемы мира. Поэтому способы восстановления природного баланса, которые испытывают здесь, пригодятся экологам на всех континентах.

XS
SM
MD
LG