В пакистанской провинции Южный Вазиристан, что граничит с Афганистаном, вот уже около месяца происходят вооруженные столкновения между местными пуштунскими племенами и узбеками – в основном членами Исламского движения Узбекистана (ИДУ), как сообщают официальные источники информации. В 2001 году после начала операции в Афганистане Соединенными Штатами и их союзниками члены ИДУ передислоцировались в Южный Вазиристан, который де факто не контролируется официальными властями.
Исламское движение Узбекистана, которое ряд государств (в том числе США) считают террористической организацией, было создано в 1996 году. Впоследствии его лидеры эмигрировали в Афганистан. Один из них – Тахир Юлдашев – как утверждают узбекские власти, в 1999 году попытался организовать в Узбекистане государственный переворот.
В декабре 2003 года после требований США остановить проникновение экстремистов с территории Пакистана в Афганистан правительство Мушаррафа потребовало разоружить все военные формирования в Южном Вазиристане. Однако эта автономная провинция до сих пор остается территорией, практически неподконтрольной официальным властям.
Государственный секретарь США Кондолиза Райс в своем последнем выступлении выразила озабоченность в связи с тем, что граница между Пакистаном и Афганистаном все еще остается открытой для проникновения радикальных элементов в Афганистан.
Последние вооруженные столкновения между местными пуштунами и иностранными боевиками в Южном Вазиристане вызывают тревогу среди многих экспертов, опасающихся, что это может дестабилизировать общую обстановку в регионе. По мнению профессора Саида Хасната, эксперта вашингтонского Института Ближнего Востока, то, что происходит сейчас в Вазиристане, – не полномасштабная война между пуштунскими племенами и так называемыми узбеками-иностранцами. Это конфликт, возникновению которого способствовало сочетание многих факторов, а число жертв не так велико, как сообщают официальные источники.
Профессор Хаснат считает, что не следует всех узбеков, проживающих на границе, называть боевиками, так как многие из них осели там еще со времен войны в Афганистане, когда афганцы боролись против советской оккупации. Проблема намного серьезнее, чем многие думают, поскольку так называемые узбеки – это выходцы не только из Узбекистана, но и из Туркменистана и Таджикистана. Они давно живут там, и уже появилось второе поколение от смешанных браков, которое считает себя не иностранцами, а вазиристанцами.
В середине марта премьер-министр Пакистана Шавкат Азиз посетил с официальным визитом Узбекистан. Однако, по официальной информации, вопрос о столкновениях между пуштунами и узбеками не обсуждался.
Эксперт по Пакистану Фаиз Рахман считает, что в идеале Пакистан хотел бы выслать так называемых иностранных боевиков обратно в их страны. Но эти боевики покинули свою родину много лет тому назад. Более того, правительства их стран вовсе не жаждут принять их обратно.
«Если узбекские боевики вернутся в Узбекистан, - считает Фаиз Рахман, – то это будет большая проблема для Узбекистана. Так, по крайней мере, думает узбекское правительство. Это грозит возникновением беспорядков в Узбекистане, поскольку у боевиков большой опыт ведения боевых действий. Это также опасно в целом для региональной безопасности. Пакистан заинтересован, чтобы эти элементы покинули страну: они не могут просто убивать их. Ситуация, сложившаяся на границе, достаточно сложная и требует компромиссного решения».
Профессор Хаснат подчеркнул, что необходимо различать международный терроризм, который возглавляется «Аль-Кайдой», и «Талибан», у которого чисто региональные интересы: «Необходимо видеть разницу также между террористами и простыми людьми, которые сопротивляются властям потому, что недовольны существующим режимом и своей жизнью, или хотят свободы и демократии. В современных условиях очень легко всех таких людей записать в террористы, если они чем то недовольны, а затем получить поддержку мировой державы и разгромить их».
По сведениям официальных информационных служб Пакистана, численность пакистанских военнослужащих, находящихся в Южном Вазиристане, увеличилось. Как полагают эксперты, цель этой операции – полностью покончить с вопросом о неконтролируемых территориях и присутствии там иностранных боевиков.